Авторские материалы Кислород закончится в четверг: США и Канада ищут заложников батискафа "Титан"
Персоны
Соединенные Штаты и Канада отправили самолеты на поиски батискафа, который пропал во время экспедиции к обломкам "Титаника". Аппарат ищут примерно в 900 милях от мыса Кейп-Код на Атлантическом побережье США. Среди пассажиров – британский бизнесмен Хэмиш Хардинг и пакистанский бизнесмен Шахзада Давуд со своим сыном Сулейманом. Корреспондент "Вестей ФМ" Екатерина Косинец – о том, что известно о пропавшем судне.
5 человек законсервированы под водой в небольшой капсуле. В сравнении с затонувшим в начале XX века гигантом, "Титан" – крохотное судно. 6 метров 70 сантиметров – в длину, и около 2,5 метров – в диаметре.
"Титан" не рассчитан на продолжительные путешествия. Обычно экскурсия занимает не больше суток: 2 часа – на спуск, несколько часов – на изучение корабля, и 2 часа – подъем. Если погодные условия неблагоприятные, то путешествие может немного затянуться. Система жизнеобеспечения предусматривает кислород на 96 часов для экипажа из пятерых. Специалисты уже подсчитали: у заключённых под толщей воды более чем в 3 километра воздух закончится в четверг приблизительно в 14:30 по местному времени.
Батискаф "Титан" работал на пределе возможностей, отметил в нашем эфире руководитель дайвинг-компании, кандидат биологических наук Дмитрий Орлов.
ОРЛОВ: Максимальная операционная глубина этого батискафа – 4 тысячи метров. И он пошёл на "Титаник", который лежит на глубине 3800. То есть, по сути, у него не было запаса прочности. Для сравнения: наши "Миры", когда снимали фильм "Титаник", у них максимальная глубина операционная была 6 тысяч метров, у них был запас прочности довольно большой. Здесь его не было. И второе: я вот из любопытства зашёл на сайт компании OceanGate, посмотрел технические спецификации батискафа. Нигде не нашёл год постройки. Меня это удивило, потому что год постройки – очень важный параметр любого судна, что надводного, что подводного. Потому что есть усталость корпуса и многие другие параметры.
Отключение электричества, пожар на борту или обломки самого объекта исследования – затонувшего "Титаника" – могли привести к крушению батискафа "Титан" компании OceanGate. Но пока это – только догадки специалистов; никаких точных данных, на которых можно было бы строить предположения о том, что произошло с аппаратом, нет, как и связи с батискафом.
Последнее сообщение с батискафа поступило спустя 1 час 45 минут после начала экспедиции (а это чуть меньше времени, предусмотренного на спуск к цели – месту осмотра "Титаника"). С тех пор с глубины не пришло ни одного сигнала. Хотя, как сообщает компания OceanGate, для аварийных случаев предусмотрена система оповещения. Известно, что контакт с материнским кораблем поддерживают с помощью системы Starlink.
Спустя несколько часов после потери связи в СМИ появились сообщения, будто один из пассажиров написал, что жив и с ним всё в порядке. Оказалось, автором сообщения был исследователь Рори Голден. Это его пост в соцсети подарил надежду, что у пропавших под водой есть возможность выйти на связь.
Однако выяснилось, что Голден находится на борту надводного судна "Полярный принц". Именно с него подводным аппаратом управляют с помощью текстовых сообщений.
Известно, что на глубине находится британский бизнесмен Хэмиш Хардинг. Ранее он летал в космос с аэрокосмической компанией Blue Origin Джефа Безоса и исследовал самую глубокую в мире Марианскую впадину. Вместе с ним в батискафе – пакистанский бизнесмен Шахзада Давуд со своим сыном Сулейманом.
Телеканал Sky News сообщил, что на борту подводного аппарата могут быть ветеран глубоководных исследований из Франции Поль-Анри Нарголе и сам основатель американской компании, устраивающей экскурсии к обломкам "Титаника", Стоктон Раш.
Экскурсия к обломкам "Титаника" стоит 250 тысяч долларов. При этом условия далеки от роскоши. На борту нет сидений, пассажиры сидят на полу без обуви, скрестив ноги. Интерьер голый и простой, всего с одной кнопкой и экраном на стене. Остальные операции на судне выполняются с помощью портативного контроллера, который внешне похож на джойстик. Даже в маленьком туалете вместо двери – занавеска.
Батискаф "Титан" уже терялся под водой. Год назад корреспондент CBS Дэвид Пог погружался к обломкам "Титаника". Во время того путешествия также на время пропала связь. Аппарат более двух часов оставался невидимым для управления с поверхности. Он рассказал телеканалу Global News об аварийных системах, которыми оборудован аппарат.
ПОГ: У них есть 7 разных способов вернуться на поверхность. Например, сбрасывать балласт или использовать пропеллеры и так далее. И кажется, что они могут быть только в одном из двух местах: либо они вернулись на поверхность и отключилось электричество. Поэтому они не могут ни с кем связаться и просто где-то дрейфуют. Или – кошмарный сценарий – они застряли там внизу, за что-то зацепились и не могут вернуться на поверхность. И тогда у этой истории нет хорошего конца. Потому что нет другого корабля, который мог бы спуститься туда и достать их.
Подлодку ВМС США задействовать в спасательной операции невозможно: глубина в месте погружения – почти 4 километра. Единственный вариант – использовать дистанционно пилотируемый аппарат, говорят специалисты. Также учёные Университета Аделаиды скептически относятся к возможности найти батискаф с воздуха: на такой глубине лучи прожектора или лазера поглощаются в пределах нескольких метров.
Советник OceanGate Дэвид Конкэннон сообщил, что самолет со спасательным оборудованием на острове Гернси готов к вылету, но мешает американская бюрократия. По его словам, он не может приступить к спасению, пока не будут подписаны все необходимые документы. После самолеты на поиски подводного аппарата вылетели из США и Канады.
Как сообщает британская Daily Telegraph, команда из 7 специалистов по исследованию больших глубин и подводным съемкам была готова вылететь с оборудованием из аэропорта Нормандских островов еще в понедельник вечером. Министерство обороны Великобритании выдало специальное разрешение. Однако американская сторона не разрешила британской компании отправить экспертов и аппарат для спасения батискафа.