Авторские материалы Торговые сети будут извещать о резком повышении цен на продукты
Персоны
Государство усиливает контроль за ценами на продовольствие. Минпромторг потребовал от торговых сетей извещать о каждом факте резкого повышения стоимости продуктов со стороны производителей и поставщиков. Об этом шла речь на совещании у замглавы ведомства Виктора Евтухова с представителями розницы. По его словам, торговые сети будут добровольно ограничивать наценку в магазинах на социально значимые продукты. О возможном повышении цен уже объявили производители индейки, кондитерских изделий, чая и кофе. Все это происходит из-за роста себестоимости на фоне ослабления рубля. При этом в Минпромторге заверяют, что не видят каких-либо предпосылок к резкому повышению цен. Наоборот, прогнозируют снижение стоимости некоторых видов продовольствия к сентябрю. В Минсельхозе подчеркивают, что в случае необходимости власти готовы рассмотреть вопрос госрегулирования продовольственного рынка. О ситуации – корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.
Ослабление рубля – не повод задирать цены на продовольствие в рознице, считают в Минпромторге. Хотя и признают, что на отдельные группы товаров цены могут увеличиться. Но что касается социально значимых продуктов (это молоко, сахар, яйца, хлебобулочные изделия, крупы), здесь цены будут держать намертво и под контролем государства. Как заявил накануне на совещании с представителями ретейла замглавы Минпромторга Виктор Евтухов, еще 2 года назад федеральные сети взяли на себя обязательства не делать на эти товары наценку выше 5%, и держат слово.
ЕВТУХОВ: Часть федеральных и межрегиональных сетей к этому эксперименту подключились, взяли на себя обязательства, и мы предложили всем остальным сетям также подключиться к этой системе и работать в таких условиях. Коллеги согласились. Спасибо им за это большое. При этом региональным сетям, конечно же, сложнее, чем "Магниту" или Х5.
И это нормальная практика – сохранять цены на жизненно важные продуктовые позиции. Тем более, когда рынок периодически штормит, считает председатель правления "Ассоциации экспертов рынка ретейла" Андрей Карпов.
КАРПОВ: В продовольственной группе товаров – достаточно высокая доля продуктов, производимых на территории Российской Федерации. В силу этого стабильность и обеспечивается. Сложности, присутствующие в тех или иных категориях, это, в целом, – нормальные явления, периодические колебания, те, что мы видим на рынке сахара или растительного масла. Сейчас в мясной группе товаров это наблюдается.
Действительно, мясной рынок слегла залихорадило в конце июля – начале августа. Так, например, производитель мясной продукции "Черкизово" уже уведомил торговые сети о том, что с начала сентября на 6,5% повысится стоимость индейки. Рост связывают с подорожанием логистики на 10%, инкубационных яиц и упаковки – почти на 20%. Кроме того, на цену мяса в целом влияет и цена на курятину, поясняет Андрей Карпов.
КАРПОВ: Курицы мы производим больше, чем 100%, на эту продукцию цены – стабильные. Но сейчас предложения снизились и начался рост цен. Он смещался с курицы на свинину, она начала дорожать. Потому, когда идет подорожание, мясную группу в целом немножко лихорадит. Но с увеличением объема цены будут стабилизироваться.
Подтверждают это и в Минпромторге. К осени цены выровняются, а на некоторые виды товаров они даже снизятся, сообщил замглавы ведомства Виктор Евтухов.
ЕВТУХОВ: С учетом сезонных факторов, сезона отпусков, дачного периода, шашлычного к осени товары мясной группы будут иметь тренд к понижению. Этот показатель – чуть более 2% – он нас радует. И, конечно, нас не может не радовать рост самой самой розничной торговли, а если брать рост к июню прошлого года, он составил 10%.
Виктор Евтухов на совещании с представителями розницы подчеркнул, что все цены на рынке отслеживаются, и попросил розницу уведомлять о каждом случае резкого повышения цен со стороны производителей. Пока у торговли есть товарные запасы, но уже в сентябре на некоторые позиции вводные могут измениться. Так, производители чая и кофе повышают с сентября на 6-9% отпускные цены для ретейлеров, ссылаясь на "сложную ситуацию". На 15% может подорожать и кондитерка. И это – закономерно, говорит Андрей Карпов, потому что основное сырье для этих продуктов – не российское.
КАРПОВ: Вся продукция производится за пределами нашей страны. У нас в лучшем случае кофе обжаривается. Но от цены производителя, от биржевых цен, от валютной составляющей зависит цена в нашей стране. Какао и сахар – в этой категории присутствует достаточно много производителей, и мы видим большой разброс цен. И если отдельные производители поднимут цены, то надо либо переходить на другого производителя, либо, по мнению врачей, – меньше есть сладкого.
Зато цены на исконно российскую продукцию – овощи, сезонные фрукты, ягоды, растительные масла, крупы могут снизиться. В этом году ожидается хороший урожай сельскохозяйственных культур. Хотя и здесь без импортной составляющей не обходится. Завозятся не только оборудование и запчасти, но и семена для производства сельскохозяйственной продукции, ветеринарные препараты для животных, рост цены которых отражается и на росте цены продуктов в супермаркетах. Например, собственных семян картофеля в России – только 9%, а свеклы – 3%; всё остальное закупается за границей.
На фоне изменений цен очень важен контроль за продукцией, которая попадает на полки магазинов. С марта будущего года производители фермерской продукции смогут официально размещать на товаре обозначение "фермерский продукт". Производители такой продукции смогут легально писать на упаковках обозначения "фермерский продукт" и указывать регион, где это произведено. Рассмотрение документа запланировано на сентябрь. В случае его принятия под фермерской будет признаваться сельхозпродукция и продукция ее первичной и последующей переработки, в том числе продовольственные товары, произведенные из дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и семян.