Наша Арктика Новый Уренгой: из голой тундры – в газовую столицу России
Персоны
Новый Уренгой. История и современное освоение одного из крупнейших в мире газовых месторождений. Почему Ямбург не стал городом с постоянным населением, а развивается по вахтовому методу разработки месторождения? Подробнее – Гия Саралидзе и Марат Сафаров.
САРАЛИДЗЕ: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В студии "Вестей ФМ" – Марат Сафаров и Гия Саралидзе. Марат, приветствую.
САФАРОВ: Приветствую, Гия.
САРАЛИДЗЕ: Продолжаем мы наш спецпроект, который посвящен Арктике, русской Арктике. И сегодня мы хотим поговорить о Новом Уренгое, об истории и современности добычи газа в арктической зоне.
САФАРОВ: Всем хорошо известно из уроков экономической биографии (мы к ним часто адресуем, когда говорим об Арктике, особенно кто учился в советской школе и российской школе уже там, скажем, ну с 80-х годов, потому что тогда эти данные уже стали закладываться), что Уренгойское газовое месторождение уникальное, оно третье в мире по величине газовых запасов.
САРАЛИДЗЕ: Да, я помню с детства: Уренгой – Помары – Ужгород. Я даже не очень понимал, что это такое, но три этих названия, оно как-то прям вбито было в мое сознание.
САФАРОВ: Вот я, кстати говоря, только в прошлом году понял, где находятся Помары, ну, об Ужгороде уже и так понятно, так вот, в прошлом году совершенно случайно оказался в этом селе Помары. И вот для наших радиослушателей, кто пока не знает, Помары – это Республика Марий-Эл, это такое село в Волжском районе, где такой промежуточный пункт этого легендарного трубопровода.
САРАЛИДЗЕ: Я думаю, что тут многим надо бы и про Уренгой сказать, где он находится. Вообще, Уренгойское газовое месторождение – это уникальное абсолютно месторождение, действительно третье (ну, на данный момент) в мире по величине газовых запасов, а когда-то было самое крупное. Находится оно в Ямало-Ненецком автономном округе, немного южнее Северного Полярного круга.
САФАРОВ: И название было дано по топониму – близлежащему населенному пункту поселку Уренгой, впоследствии там возник город. но само месторождение было открыто в 1966 году геологом Василием Тихоновичем Подшебякиным. Вот бывают, конечно, командные истории, когда коллектив что-то осуществляет. Здесь, безусловно, тоже, он не один был в тайге, в тундре точнее. Но, тем не менее, все равно связывают именно с ним, с Василием Подшебякиным, открытие этого месторождения.
САРАЛИДЗЕ: Но вообще считается первооткрывательницей вот этой уренгойской структуры сейсморазведочная партия Цыбенко. Первая на Уренгое разведочная скважина была прорублена 6 июня 1966 года бригадой мастера Полупанова.
САФАРОВ: Вот все эти имена – выдающиеся геологи и добытчики – и есть основатели Нового Уренгоя. Сохранились, кстати говоря, и воспоминания людей, которые присутствовали при этом открытии.
САРАЛИДЗЕ: Да, там интересное воспоминание геолога, который писал о том, что когда газ, как выражаются геологи, "достали" и сделали геофизические исследования, то им не поверили. Потому что руководитель, опытный специалист, даже сначала решил, что приборы неисправны, и послал на базу радиограмму с просьбой прислать новые. И никто не мог предполагать, что такой газовый горизонт, который был вскрыт, вообще возможен. Даже смелые предположения потом на самом деле подтвердились и даже превзошли.
САФАРОВ: Конечно, эта работа, как и всегда у нас, в советской документалистике, в песнях изображалась как романтика. Ну, безусловно, это было романтично, но в то же время условия, в которых трудились первооткрыватели, были самыми суровыми.
Полностью слушайте в аудиофайле!