Авторские материалы "Чёрная пятница": правила пользования
Персоны
Сегодня – последняя пятница ноября, которую по традиции называют "черной". Этот день шопоголики всего мира ждут с особым трепетом: в магазинах – пик распродаж и скидок. Впрочем, ушлые торговцы иногда идут на разные хитрости, чтобы создать впечатление у покупателей о мощных дисконтах, но на самом деле продать свой товар не дешевле, чем обычно. Правила потребительского поведения, которые желательно соблюдать в "черную пятницу", выяснял корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.
Уже несколько лет сезон распродаж почти все магазины растягивают на несколько недель. Объясняют тем, что не хотят допустить однодневного ажиотажа с ломанием стоек и прилавков, как это часто бывает на Западе. Лучше распределить нагрузку равномерно в течение месяца. И, действительно, никакого ажиотажа и в помине нет. Салоны стоят полупустые. То ли промоакции слабые, то ли денег народу жалко, то ли все покупатели ушли в онлайн. Там, судя по статистике, за последние дни продажи выросли в полтора раза. Впрочем, даже покупки в Интернете не отменяют технику безопасности пользования "черной пятницей". Основная боязнь потребителей, что дисконт – липовый. Перед акционной неделей повысили цену, а потом снизили. И ловят на этот трюк простаков, которых покинул разум при виде якобы скидки в 50 и более процентов. И такие опасения вполне резонны, считает сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин.
ЕГАРМИН: Сначала повышают цены за какое-то время, а потом их снижают, создавая иллюзию, что товар понизился в цене и самое время его брать. Так что на сегодняшний момент я согласен с большинством потребителей, которые считают, что так называемая черная пятница превратилась в маркетинговую уловку, которая, в общем-то, не отличается от обычной истории обмана потребителей, которая происходит каждый день.
Вернуть назад деньги за ложную скидку уже не получится, поясняют специалисты. Акционная политика каждого конкретного магазина не подлежит регулированию. Какую хочет цену, такую и выставляет. Следовательно, к умопомрачительным дисконтам стоит относиться с долей недоверия. А к "черной пятнице" готовиться заранее. Провести за месяц – за два маленькое маркетинговое исследование, сколько стоит вожделенная вещь. И потом уже в "черную пятницу" быть уверенным, что скидка действительно реальна, советует Алексей Егармин.
ЕГАРМИН: Если что-то запланировано, то неплохо было бы посмотреть, сколько это стоит в других местах. В Интернете всегда можно понять, сколько это стоило. Самый действенный способ сохранить свое душевное здоровье и бюджет – это планировать покупки. Часто ажиотаж этот маркетинговый – он провоцирует импульсивные покупки, когда мы пошли, накупили кучу сумок с ненужными вещами. Потом пришли и думаем, куда это всё разместить. Приходится выкидывать какие-то прежние вещи, которые вполне могли бы послужить. Ну и, в общем-то, кроме расстройства, такая покупка вряд ли что-то принесет.
Параллельно со всей этим маркетинговым наступлением существует еще атака людей – откровенных аферистов. Они пользуются потребительским ажиотажем и пытаются не просто сбыть залежалые товары, а совершить настоящее мошенничество. Технология весьма проста. Берут какой-то популярный гаджет, например, iPhone последней модели, и выставляют на сайте за 50 тысяч рублей. При том, что его реальная цена – раза в 3 выше. Ну и всё. Дальше начинается обман, констатирует Алексей Егармин.
ЕГАРМИН: У людей собирают деньги без какого-либо намерения отдать им товар. К сожалению, такое есть, и надо обращать внимание. Если какой-то товар, пользующийся спросом или имеющий относительно устойчивую цену, вдруг вам объявляется по цене существенно ниже рыночной, ну, в несколько раз буквально, то это – повод задуматься о том, что вас, скорее всего, хотят обмануть. И вряд ли вы получите этот товар. Поэтому лучше уж на на такие предложения не реагировать точно.
Как правило, фишинговые лжемагазины маскируются под известные интернет-площадки с очень похожими названиями и дизайном. И в них не только товар не получишь, но еще и персональные данные утекут в даркнет. Впрочем, гаджет могут и прислать. И модель у него будет та, какую заказывал. И даже внешне похожа. Только не настоящая она будет, а подделка, слепленная на "серых" производствах где-то в Юго-Восточной Азии.