Интервью "Режиссеры трепетали, когда Семеновский приходил на спектакль"
Персоны
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И сегодня мне показалось очень важно – в этом году, к сожалению, мы потеряли Валерия Семеновского. Это вот тот случай, когда нужно рассказывать о том, кто это, что это, и какое важное место этот человек занимал и то, что он делал, значило, занимало в истории русского театра, в истории русской культуры. Потому что именно он был одним из основателей такого замечательного начинания в Союзе театральных деятелей еще РСФСР при советской власти на излете перестройки. Это были творческие мастерские Союза театральных деятелей России. Потом это журнал "Московский наблюдатель", где я как раз имел счастье работать, начиная с первого дня. И потом он был главным редактором журнала "Театр" короткое время, уже в относительно недавний период. Он был драматургом, и в ГИТИСе мы даже успели издать книжку его пьес. И недавно искал экземпляр – не нашли ни одного, целиком тираж (он, правда, был небольшой, но для драматургии это вполне внушительный), и он весь разошелся. Пьесы его идут. И вот совсем недавно в Александринском театре вышла премьера по пьесе "Тварь". Это пьеса Валерия Семеновского по "Мелкому бесу" Федора Сологуба.
И я рад приветствовать в этой студии заслуженную артистку России, актрису Театра "Эрмитаж", Московского художественного театра имени Чехова в то время и на протяжении многих лет. Это Александра Ислентьева. Здравствуйте, Александра.
ИСЛЕНТЬЕВА: Здравствуйте.
ЗАСЛАВСКИЙ: И Александра играла одну из главных ролей – Преполовенскую в спектакле своего мужа, который тоже (недавно, увы, с ним простились). Это замечательный режиссер Николай Михайлович Шейко, который на протяжении, наверное, двух десятилетий занимал должность чрезвычайно важную, почетную, значимую в истории Московского художественного театра, это должность заведующего литературной частью. Так это называлось, да. И как режиссер он выпустил спектакль "Блаженный остров" по Кулешу, который как раз, я помню, он был замечательный, отрецензирован в "Московском наблюдателе", это 90-е годы. И потом это был "Маскарад", который начинали с одним актером, выпускали с другим актером. Как-то "Маскарадам" как раз именно в том десятилетии сильно не повезло, потому что "Маскарад", помните, Хейфец пытался поставить в Театре Советской (Российской) армии с Олегом Борисовым. Начал репетировать с Олегом Ивановичем, потом Борисов ушел из театра, потом ушел из жизни. И в итоге спектакль… Говорят, Хейфец перепробовал практически всех ведущих актеров того времени и в итоге выпустил с Георгием Крынкиным. Был интересный спектакль, но, конечно, событием, вернее, не конечно, но, увы, событием он не стал. …
Расскажите, как вы работали с Семеновским. Вообще отношение вашей семьи с этим замечательным, блестящим театральным критиком, на мой взгляд, великим литературным редактором. Для меня это была невероятная школа работы с ним в "Московском наблюдателе". Это, конечно, пример именно того редактора, который проникает в стиль того человека, чей текст попадает ему в руки, и правит его, именно исходя из той логики мысли, логики слова, логики фразы, которой руководствовался автор, но приводит авторские мысли в какой-то более, скажем так, приличествующий порядок.
ИСЛЕНТЬЕВА: Мы познакомились, наверное, в году 74-м, вот так я думаю, в 75-м. То есть, конечно, сначала с ним познакомился Николай Михайлович. Валерий Оскарович был тогда совсем молодым человеком, можно сказать, почти мальчиком. Но появление его в театре на спектакле или на каких-то…
ЗАСЛАВСКИЙ: Это был Александринский?
ИСЛЕНТЬЕВА: Александринский театр в Ленинграде тогда. Производило неимоверный фурор, волнение. Потому что его мнение уже тогда было очень важным, и режиссеры трепетали, когда он приходил на спектакль, и очень дорожили его мнением...
Полностью слушайте в аудиоверсии!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью