Авторские материалы "Домашка" сверх нормы: методички регламентируют, учителя – нарушают

20 февраля 2024, 14:18

Персоны

Домашние задания для школьников вновь регламентируют. В Минпросвещения поручили Институту стратегии развития образования разработать новые методички по домашней работе. Ее объемы, время, условия прописаны в документе. Однако в школах к этому новшеству отнеслись скептически, напомнив, что это уже прописано в нормах СанПиНа. Только почти половина учителей требования игнорируют и загружают детей сверх нормы. Почему свою работу учителя перекладывают на плечи детей и родителей и смогут ли новые требования это изменить, разбиралась корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

Домашку задали? Этот, казалось бы, детский вопрос давно уже перекочевал в чаты родителей, он интересует бабушек-дедушек, соседей и вот теперь уже им задались в Минпросвещения. По поручению ведомства разработали новые методические рекомендации "По организации домашней работы для школьников". Там есть ответы на основные вопросы: как, сколько по времени, в каком объеме и при каких условиях дети должны делать домашнюю работу. А когда – не делать. Сама идея – хорошая, только маловыполнимая. Домашку пытаются регулировать с 70-х годов прошлого века. Но она до сих пор – тяжкий труд для школьников, говорит специалист по возрастной физиологии, профессор, академик Российской академии Образования Марьяна Безруких. Достаточно посчитать, сколько тратят дети времени на учебу.

БЕЗРУКИХ: Если в школе 6-7 часов, плюс 2-3 часа дома, это получается более чем 10-часовой рабочий день, больше, чем у взрослого. Страдает все. Вообще, учеба – это довольно сложная задача для каждого ребенка, и быть в процессе этой деятельности в течении 8-10 часов в день – это большое общее напряжение организма.

Снять это напряжение могут послабления, в том числе при выполнении домашнего задания. Неспроста, говорят специалисты, наши школы перешли в свое время на 11-годовое обучение. Один дополнительный год к советской десятилетке должен был разгрузить первоклашек для плавного вхождения в процесс и одиннадцатиклассников для подготовки к экзаменам.

Потому, например, в методичке указано, что в первом классе не должно быть домашних заданий вообще, а в начальной школе не должны давать домашнее задание на выходные и праздники.

В школах новые методички по домашней работе встретили прохладно-скептически. Ведь сколько ребенок должен тратить на домашнюю работу, давно уже прописано. Основополагающий тезис – объем домашних заданий не может превышать половину от объема работы, выполненной на уроке.

Да только это повсеместно нарушают сами учителя, говорит директор столичного Центра образования образования номер 548 Ефим Рачевский.

РАЧЕВСКИЙ: Эти правила уже есть много лет. Минпросвещения должно призвать школы выполнять эти требования СанПиНа, которое дозирует время, необходимое на выполнение домашнего задания.

Кроме того, есть методички, предписывающие объем домашнего задания по каждой теме, добавляет директор Санкт- Петербургского лицея 369 Константин Тхостов.

ТХОСТОВ: У нас каждая рабочая программа предусматривает, в том числе и методички для учителей. Учебник по математике – идет соответствующая методичка для учителей, как эту тему объяснить и каким должно быть домашнее задание. Уже все методички написаны. Более 20% времени тратится на то, чтобы стереть тряпкой с доски. Невозможно перекладывать на ребенка то, за что взрослые получают заработную плату.

По статистике более 40% учителей рассуждают так: "Не успели на уроке, ничего страшного – задам на дом". И зачастую перед каникулами в начальной школе в классном чате появляется длинное сообщение от учителя математики. Просьба: сделать 80 упражнений с примерами и уравнениями, в том числе на дроби, деление на трехзначное число и что-то еще по мелочи. От учителя литературы – список книг, которые надо прочесть. От учителя ОБЖ – выучить 4 параграфа. Плюс – русский язык, несколько якобы не обязательных, но желательных заданий, и еще по английскому – несколько тем для заучивания. Хотя каникулы, по закону "Об образовании", – это "плановые перерывы для отдыха".

На робкий вопрос кого-то из родителей "не многовато ли?", педагог замечает "можете не делать, только при выставлении оценок за следующий триместр я учту ваш отдых".

Такая же история – с первоклашками. Вроде бы заданий на дом быть не должно, но педагог из лучших побуждений рекомендует очень настойчиво сначала просто выучить стих, собрать гербарий, сделать аппликацию или рисунок. А дальше, видя, что все это ребята усердно делают, учитель ко второму триместру уже и задания на изучение тех или иных материалов начинает давать. К весне "домашка" уже задается по полной. Невзирая на рекомендации Минпросвещения.

Потому надо менять систему классной, а не домашней работы, считает Марьяна Безруких.

БЕЗРУКИХ: На мой взгляд, нужно разрабатывать не то, как нужно выполнять домашнюю работу, потому что регламентаций может быть сколько угодно, а менять характер работы надо в процессе учебы в классе. И организацию учебного процесса. Об этом говорится последние 50 лет, но воз и ныне там.

Эксперты Института стратегии развития образования, которые разрабатывали новые рекомендации, считают, что по некоторым предметам можно вообще отказаться от домашних заданий. Про выходные в новых методичках сказано предельно ясно: "В начальной школе и в 5-6 классах основной школы домашние задания на выходные не задаются. В 7-11 классах допустимы домашние задания на выходные дни. На праздничные дни домашние задания не задаются".

В 1 классе выполнение домашней работы не должно длиться более часа, во 2-3 классах – не более полутора часов, в 4-5 классах – не более 2 часов, в 6-8 классах – не более 2,5, в 9-11 классах – не более 3,5 часов. Только вряд ли кто-то стоит над школьником с будильником в руках. Чаще всего, сигналом к завершению домашки становится мысль "основное сделано – остатки на перемене", либо просто усталость. И тогда учебник закрывается и убирается в портфель. Невзирая на методички.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация