Наша Арктика Кино о Чукотке начинается с эмоции

14 апреля 2024, 07:30

Персоны

САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вести ФМ" программа "Наша Арктика", в студии Марат Сафаров.

Наши постоянные слушатели, конечно, знают, что к Чукотке мы уже обращались в эфире не один раз, к быту, этнографии этого края. А сегодня поговорим о художественном восприятии жизни, промыслов коренных народов Чукотки. Уже несколько лет, когда говорят о Чукотке, часто вспоминают фильм Алексея Вахрушева "Книга моря". Фильм необычный, очень много рассказывающий об эскимосах, и не только. Об этом фильмах, других работах о Чукотке в документальном кино сегодня поговорим с кинорежиссером, членом Союза кинематографистов России и научным сотрудником Института этнологии и антропологии Российской академии наук (это важно, вот эта научная составляющая) Алексеем Вахрушевым. Алексей Юрьевич, приветствуем вас в эфире "Вести ФМ".

ВАХРУШЕВ: Здравствуйте, Марат.

САФАРОВ: Алексей Юрьевич, Чукотка в вашей жизни. Во многих интервью вы говорите, что более 30 лет вы профессионально занимаетесь этим краем. Но такое ощущение, что личная история, она гораздо даже важнее, чем профессиональная.

ВАХРУШЕВ: Мои пристрастия к этому региону и к людям, которые его населяют, объясняются тем, что я представитель коренного народа Чукотского полуострова – эскимосов. И когда я поступил во ВГИК в 91-м году, собственно я пришел туда с мыслью о том, что я буду снимать кино на родной земле, о своих людях и рассказывать о них все, что, очевидно, не известно. И та широта, тот диапазон их знаний и душевных качеств, которые тоже отсутствовали на экране в то время. Это был 91-й год, вот. О коренных народах говорили, как правило, так сказать, мало либо в основном о проблемах текущих.

САФАРОВ: Был тогда такой целый феномен документальных фильмов, скорее даже программ длинных, посвященных проблемам коренных народов Севера, вот с конца 80-х годов. А такого художественного высказывания особенно-то и не было.

ВАХРУШЕВ: Согласен. Для этого, очевидно, должен был появиться человек, который бы изнутри знал этот мир, ну и как бы чувствовал его и чувствовал свою принадлежность к этому миру. Вот мое намерение было таким. И собственно начиная с первого курса института, я сразу же бросился на Чукотку и начал снимать там кино. Был какой-то период, когда кино у нас в середине 90-х исчезло по сути, пришлось работать для телевидения и делать фильмы на разные темы, разных жанров. Вот. Но потом, в 2008 году примерно я вернулся опять к своей теме и с этой тропы не схожу вот до сего дня.

САФАРОВ: Но я знаю, что вы под разными ракурсами, с разными сюжетами занимаетесь Чукоткой, и не только эскимосами, своим родным народом, но и другими народами и вообще жителями Чукотки в целом. И тундре посвящен фильм, и береговой истории. Как вообще вот эти сюжеты приходят? Их сама природа, сама жизнь дает? Или все-таки есть какой-то определенный план?

ВАХРУШЕВ: Есть определенное отношение к людям и определенная эмоция. И собственно вся дальнейшая работа, включая рождение замыслов и поиск сюжетов, оно так или иначе направлено вот этой эмоцией и этим пониманием глубоким, ну и знанием теперь уже. Потому что, работая на Чукотке там в течение 30 лет и придя в Институт этнологии и антропологии, я обрел уверенность уже, так сказать, фундаментальную, потому что мои познания довольно глубокие и не поверхностные, и не местечковые. Они вполне, так сказать, соответствуют каким-то мировым стандартам...

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Наша Арктика. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация