Авторские материалы "Аська", прощай: история успеха и падения первого в мире мессенджера

29 июня 2024, 14:40

Персоны

"Сервис завершил работу". Такое объявление размещено на главной странице ICQ. Этот проект закрыт. А ведь когда-то "аська" была одним из главных средств общения в Интернете. Об историческом значении первого массового мессенджера — корреспондент "Вестей ФМ" Борис Бейлин.

"Сначала был Word. А вот у меня жена до сих пор открывается только в Lexicon", – это шутки середины 90-годов, когда и появилась легендарная "аська". Это было время соперничества Norton и Windows. И еще было не ясно: кто в итоге победит. А люди в России вовсю пользовались пейджерами. Сотовый телефон в ту пору был дорогим удовольствием.

Первый в истории общедоступный мессенджер – компьютерный сервис ICQ, в переводе с английского это просто – "я ищу тебя", – придумали четверо израильских студентов. В 1996 году. Они предложили альтернативу существовавшим тогда способам общения в Интернете. На форумах или с помощью электронной почты. Вместо этого они разработали платформу, где любой пользователь мгновенно мог связаться с друзьями. Главное, чтобы Интернет работал, вспоминает ведущий аналитик компании Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

ЭЛЬДАР МУРТАЗИН: Давным-давно, почти 30 лет назад, это был один из первых проектов, который воспользовался возможностями Интернета и обошел существующих операторов. Вы могли общаться с людьми по всему миру, Вам нужен был только Интернет, компьютер (потом это был телефон). Это было революцией. Это был первый мессенджер. За ним пришли другие. Skype, другие компании, но ICQ был первым. Вы могли общаться с абсолютно незнакомыми людьми, которые находятся рядом или не рядом. Фактически это была для кого-то очень интересная игрушка, а для кого-то – средство общения.

Сервис был бесплатным. Зарабатывал с помощью рекламы. При регистрации клиенту присваивался уникальный код. Он состоял из нескольких цифр. От пяти до девяти. Дальше, как с телефонным номером. Набираешь в строке и начинаешь общаться. Можно было создавать чаты. Особой популярностью пользовались короткие пяти- и шестизначные номера. Их владельцы нередко пытались заработать, продавая их в Интернете. На пике популярности – в начале двухтысячных – ICQ пользовались полмиллиарда человек. Термин "социальная сеть" тогда еще не был широко известен. Создатели "аськи" (так ласково называли ICQ в России) стали миллионерами. Проект несколько раз менял владельцев. Сначала он был продан американцам за сотни миллионов долларов, а в конце концов оказался в руках российской компании "Мэйл.ру", теперь это "ВК".

ICQ стал полноценным мессенджером, программу можно было устанавливать на смартфоны. Появилась аудио- и видеосвязь. Но в конкурентной борьбе "аська" проиграла. Причем уже давно. На момент смерти ICQ в течение месяца пользовались лишь полмиллиона россиян. Для сравнения, у "ВК Мессенджера" – 73 миллиона клиентов. В этих условиях проект закрылся, продолжает Эльдар Муртазин.

ЭЛЬДАР МУРТАЗИН: ICQ стал сильно отставать. Появлялись новые конкуренты. Этот "трупик" мучил последний владелец "Мэйл.ру" больше 10 лет. Аудитория там была остаточная, небольшая. И в какой-то момент было принято решение выдернуть эту систему искусственного жизнеобеспечения и проект "убить".

Вместе с "аськой" уходит в прошлое и ее узнаваемый логотип. Ромашка с желтым диском и восемью лепестками, семь из которых окрашены в зелёный цвет, а один – в красный. Теперь это уже история.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация