Авторские материалы Политика "мягкой силы": утильсбор на ввозимые машины вырастет вновь?
Персоны
В октябре в России может вновь увеличиться утилизационный сбор на легковые автомобили, грузовики, автобусы и другую автотехнику более чем в полтора раза. На этом настаивает Минпромторг. Сбор будет расти и дальше. Но это не коснется машин, которые граждане сами ввозят из-за рубежа для себя. А также автомобилей российского производства. Для них предусмотрена программа господдержки. Что ждет остальных? В этом разбирался обозреватель "Вестей ФМ" Борис Бейлин.
Последняя индексация утилизационного сбора была в прошлом августе. Она касалась всех автомобилей, грузовиков и автобусов, ввезенных в нашу страну из-за рубежа. За исключением машин с двигателем до трех литров, которые люди сами привозят из-за границы для себя, а не для продажи. Для них существует символическая ставка. 3 тысяч 400 рублей для относительно новых автомобилей, и 5 тысяч 200 – для машин старше трех лет. Перепродать такую машину можно будет только через год. Если нужно раньше – придется заплатить по стандартной ставке. Кроме того, льготные правила действует по схеме один человек – одна машина в год. Со второго ввезенного автомобиля придется уплачивать новый утилизационный сбор. Этот порядок предлагается сохранить. А вот остальные машины ждет резкое увеличение утилизационного сбора. На 70-85 процентов. Об этом говорится в проекте постановления правительства. Минпромторг предлагает повысить ставки с октября. Причем до 2030 года ежегодно индексировать размер утилизационного сбора на 10-20 процентов.
Отмечу, что уже сейчас ставки высоки. Если сбор еще повысят, то, к примеру, за автомобиль с двигателем от одного до двух литров при ввозе в Россию придется заплатить около 550 тысяч рублей. Это – десятки процентов от стоимости машины. И каждый год доля утильсбора в цене импортного автомобиля будет только расти.
Как и прежде, новые правила не коснутся машин, собираемых в России. Цитирую сообщение Минпромторга: "Министерство продолжает реализацию комплекса мер господдержки, за счёт которого предполагаемая индексация не окажет влияния на стоимость отечественной автомобильной и специализированной техники".
Таким образом, для российских автопроизводителей и тех зарубежных компаний, которые готовы собирать машины у нас в стране, повышение сбора выгодно. Автомобили их конкурентов-импортеров подорожают. А иностранцев индексация должна подтолкнуть к открытию своих предприятий в России. Это – продуманная политика отмечал главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.
КАДАКОВ: Целей – две. Во-первых, сделать так, чтобы наметилась какая-то миграция покупателей от перекупов в сторону цивилизованных дилеров, которые как-то обеспечивают автомобили гарантией, запчастями и ремонтом. Но главная задача – подтолкнуть наших зарубежных партнеров к тому, чтобы не ввозить машины по чистому импорту, а все-таки попытаться организовать здесь производство. Я это называю «мягкой силой». То есть Минпромторг пока довольно мягко говорит: вот увеличение утильсбора, подумайте, может быть, вам будет выгоднее здесь собирать автомобили.
Судя по всему, это послание адресовано, прежде всего, китайскому автопрому. Между тем крупнейшие российские автопроизводители – «АвтоВАЗ», «Соллерс», «ГАЗ» и «Камаз» – поддерживают увеличение утилизационного сбора. В частности, в компании "ГАЗ" отметили, что эта мера «в условиях стихийного наплыва импорта сформирует системный подход к регулированию», а также «поддержит производство российской техники». А в КамАЗе заявили, что эта инициатива будет «способствовать развитию высоколокализованных производств и привлечению новых инвестиций».
Добавлю, что окончательное решение по поводу увеличения утильсбора еще не принято. Проект постановления пока обсуждается, как и конкретные цифры для машин с тем или иным объемом двигателя.