Авторские материалы Не только экзамены, но и соцрейтинг: как будут оценивать выпускников в 2030 году
Персоны
Подведены первые итоги пересдачи ЕГЭ. В этом году возможность заново сдать один из предметов на Едином экзамене проходила впервые. Воспользоваться вторым шансом решили 105 тысяч человек – фактически каждый шестой. По данным Рособрнадзора, подавляющее большинство пересдавших ЕГЭ улучшили свои результаты. А 122 выпускника и вовсе получили со второй попытки максимальные 100 баллов. В будущем, примерно к 2030 году, возможно введение еще одного новшества – замена госэкзаменов на «социальный рейтинг». Для этого у каждого школьника будет портфолио, куда планируют заносить его внеучебные достижения. В волонтерстве, спорте, творчестве. О внедренных новеллах в российском образовании и тех, что еще предстоит ввести, – корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.
Шанс на пересдачу ЕГЭ многие выпускники решили не упускать. Рискнуть и войти в аудиторию повторно решили 105 тысяч выпускников – это примерно каждый шестой экзаменующийся. Все они были предупреждены: попытка – единственная, и предыдущий результат обнулят.
Большинство пересдавших улучшили результат, которым не были довольны. Таковых – 73%. А 122 выпускника получили со второй попытки даже максимальные 100 баллов. 9% подтвердили первоначальную оценку. Да, есть и те, кто со второй попытки сдал хуже – таковых 18%. Об этом сообщил Рособрнадзор.
Стоит напомнить: возможность изменить результат в ходе ЕГЭ, а не через год, появилась после того, как это предложил президент России. Рособрнадзору и Минпросвещения пришлось уплотнять уже утвержденное расписание экзаменов, чтобы добавить два дня пересдач.
Такую возможность изначально приветствовали многие педагоги, не говоря уже о школьниках и их родителях. Но то, что столько будет желающих пересдать, мало кто предполагал. Считалось, что повторно отправятся те, кто не добрал баллов до зачета "экзамен сдан", те, кому нечего терять, говорит заслуженный профессор Института ВШЭ Ирина Абанкина. Но оказалось, что пошли во второй раз в том числе и высокобалльники.
АБАНКИНА: Даже в таком жестком варианте, когда всего один предмет, ты рискуешь ухудшить результат, семьи, выпускники решились. Каждый 6-й! Это высокий показатель. Включились и победители олимпиад, потому что надо 75, не меньше, и те, кто проходят по баллу отсечения для вузов. Это – вера в свои силы, демонстрация того, что семьи ориентируются на ЕГЭ как на экзамен, который показывает лучшие стороны.
Надо признать: скептики считали, что возможность пересдачи – это ненужная подачка, которая формирует некое несерьезное отношение школьников к ЕГЭ, дескать, "если что – пересдам". Однако, как показала практика, к экзамену выпускники отнеслись серьезно и второй попытки постарались не упустить. Многие воспринимали пересдачу, как поворотный момент. Репетиторы признали, что в дни подготовки к пересдаче спрос на их услуги резко возрос. Пересдача – не расхолаживание, а восстановление справедливости, считает эксперт "Общероссийского народного Фронта" Дмитрий Цвич.
ЦВИЧ: Безусловно, это и укрепит веру, что есть второй шанс, расхолаживать оно не может, потому что все понимают – конечный результат будет считываться по последнему экзамену. Здесь сдающие ЕГЭ будут ориентироваться на повторную сдачу, понимая, что основным результатом будет результат по последнему экзамену.
Кстати, изначально речь шла о более легкой версии пересдачи, при которой бы засчитывался лучший результат из двух попыток. Однако более строгую версию выбрал Рособрнадзор. Как пояснил его глава Анзор Музаев, это "должно продемонстрировать выпускникам всю серьезность решения пойти на пересдачу". В ведомстве также отмечают, что пересдача прошла без каких-либо скандалов и массовых нарушений.
При этом эксперты напоминают: пересдача – не панацея. Хорошо пересдали те, кто в первый раз допустил ошибки по невнимательности. Основные знания школьник все равно получает в период обучения, а не за две недели между первой и второй попытками.
Тем не менее, педагоги надеются, что хорошие результаты первой пересдачи позволят тиражировать этот опыт, т.е. расширить число предметов, допущенных для пересдачи.
Впрочем, есть и другие выводы. Разность набранных баллов одним и тем же человеком по одному и тому же предмету стало сигналом о возможной необъективности оценки знания. Вновь заговорили об учете на госэкзаменах и «социального рейтинга». Такая перспектива может возникнуть к 2030 году. В этом случае оценивать готовность ученика к получению профессии будут не только по его успеваемости, но и по наполнению его портфолио. Это – некая цифровая папка, где будут все достижения ребенка – учебные и внеучебные. В том числе его успехи в спорте, художественной самодеятельности, волонтерской деятельности. И это будет учитываться при поступлении в вуз. Это важный элемент успешности и гармонично развитой личности, сичтает Ирина Абанкина.
АБАНКИНА: Волонтерская деятельность, социальные практики, формирование гражданской позиции – это очень важные социальные навыки. Это умение работать в команде, умение включиться в проектную, экспериментальную деятельность – я считаю, что это очень важно. Это уход от узкопредметности, на котором сосредоточено ЕГЭ.
Безусловно, указывают эксперты, это не значит, что внеучебные достижения будут перекрывать успехи в учебе и профессиональные навыки. Эти баллы будут учитываться, что называется, "при прочих равных условиях". Например, если два выпускника претендуют на одно бюджетное место, имея равное число баллов по ЕГЭ, то высокие баллы из портфолио за социальную деятельность позволят выбрать из них лучшего.