Авторские материалы Мат – не мат, платить придётся
Персоны
За слова придется отвечать. Рублем. Даже если обидчик не ругался матом. 3 тысячи рублей заплатил гражданин за оскорбление врача в поликлинике Новосибирска. Мужчина, не согласный с решением, дошел до Верховного суда, но и там не нашел понимания. Об ответственности за несдержанность – корреспондент "Вестей ФМ" Мария Агафонова.
За оскорбления, даже цензурные, придется платить. Это подтвердили в Верховном суде при рассмотрении конкретного дела. Там разбирали жалобу гражданина, которого до этого наказали за брань в отношении врача. Поликлиника в Новосибирске расценила грубость как «унижение чести и достоинства» и защитила своего сотрудника. Несдержанность пациента зафиксировали протоколом полиции и показаниями очевидцев.
В Кодексе об административных правонарушениях находим определение. Оскорбление – это унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме.
В протоколе полиции все указывало на признаки оскорбления: оно начиналось с местоимения «ты» – а значит, было в адрес врача, произносилось оно в агрессивной форме и на повышенных тонах. Да и очевидцы подтвердили – «грубиян смотрел в ее направлении», а значит, и обращался именно к ней.
Районный суд за поиском правды обратился даже к Словарю русского арго Елистратова. Арго – это разновидность условного языка. Как жаргон или сленг, арго используют отдельные социальные группы, которые нередко отрицают мораль и законы. Судя по всему, мужчина назвал доктора «подстилкой» – на первый взгляд, мата как такового действительно нет. Но в словаре арго указано, что это слово обозначает женщину легкого поведения, того, кто является чьим-то подпевалой, продается кому-либо. На это определение словаря в своем решении и ссылается суд.
В итоге за «использование резких выражений в адрес врача» районный суд оштрафовал грубияна на 3 тысячи рублей. Такую меру предусматривает статья «Оскорбление».
Возмущенный решением мужчина обратился в Верховный суд с просьбой отменить штраф и прекратить производство. Там он заявил: слово-то было нематерным.
Верховный суд с грубияном не согласился, и решение новосибирского суда осталось без изменений.
Верховный суд, по сути, провозгласил, что сотрудники при исполнении своих обязанностей будут защищены, пояснил Управляющий партнер Московской коллегии адвокатов "Юрасов, Ларин и партнеры" Владимир Юрасов.
ЮРАСОВ: Надо отвечать рублем. Если факт доказан – а он был доказан. Факт оскорбления. Врач исполнял свои обязанности. Верховный суд показал, что все сотрудники, исполняющие свои обязанности, будут защищены от оскорблений.
С хамством можно столкнуться везде – в общественном транспорте, на улицах. Но сложность заключается в доказательной базе. Должен быть протокол, должны быть свидетели. Протокол – это то, что может зафиксировать факт оскорбления. Поэтому часто наказать грубияна бывает невозможным, объясняет адвокат Владимир Юрасов.
ЮРАСОВ: На мой взгляд, это применительно к моментам, когда человек на работе. Или когда речь идет о каких-то публичных местах. Дело в доказательной базе – кто на улице будет оформлять протокол? Тут же были свидетели, которые поддержали врача.
Но защита должна быть двусторонней. Например, врач должен быть защищен от хамства со стороны пациентов, но и наоборот.
Статья «Оскорбление» предусматривает наказание в виде административного штрафа. Для граждан – в размере от трех до пяти тысяч рублей; для должностных лиц – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц – от ста до двухсот тысяч рублей.