Нацвопрос Преображенский монастырь — один из крупнейших центров старообрядчества
Персоны
Мы продолжаем обращаться к истории старообрядчества – важной части русской культуры. На этот раз отправимся в старинный московский район Преображенское, где 250 лет назад начал складываться один из крупнейших центров старой веры. Сегодня община активно развивает просветительские и музейные проекты. Марат Сафаров беседует с Еленой Зотовой и Александром Дурновым о создании Музейно-информационного центра Преображенского монастыря, открытой экспозиции, выставках, конференциях и изданиях.
САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вести ФМ" программа "Нацвопрос", в студии Марат Сафаров.
К истории старообрядчества, особой составляющей русской жизни, мы обращаемся регулярно в нашей программе. На этот раз отправимся в старинный московский район Преображенское, где уже более 250 лет назад начал складываться один из крупнейших центров старой веры, а ныне община активно развивает просветительские и музейные проекты. И сегодня поговорим о музейно-информационном центре Преображенского монастыря, об идее его создания, об открытой экспозиции, о выставках, конференциях, о том, как община активно открывается миру, как много людей приходит сюда (и мне довелось в прошлом году побывать на конференции, побывать на экскурсии замечательной в музее). И вот этим со всем богатством мы сегодня будем делиться вместе с нашими гостями.
В студии "Вести ФМ" Елена Зотова – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Музейно-информационного центра Преображенского старообрядческого монастыря города Москвы и Александр Дурнов – научный сотрудник того же самого Музейно-информационного центра. Елена Яковлевна, Александр Георгиевич, приветствуем вас в эфире "Вести ФМ".
ДУРНОВ: Здравствуйте.
ЗОТОВА: Рада нашей встрече.
САФАРОВ: Взаимно. Большая вам благодарность, что вы нашли время прийти к нам в студию. И, конечно, первый вопрос, все-таки прежде чем мы перейдем непосредственно к музейно-информационному центру (а я сказал, что о старообрядчестве мы часто говорим), но тем не менее, о возникновении Центра старообрядчества на Преображенском. Конец 18-го столетия – какие были обстоятельства, контекст, замечательный человек, которому в музее посвящено много информации и материалов, Илья Ковылин. Как это вообще все сложилось в конце 18-го столетия, Александр Георгиевич?
ДУРНОВ: Да, конечно. Преображенская старообрядческая обитель, как называют ее староверы, возникла поначалу как противочумный карантин и больница. Староверы обратились к правительству с прошением, чтобы им разрешили в Преображенском устроить такое учреждение для помощи правительству справиться с бывшей эпидемией чумы в это время (это 1770–1772 годы). Когда в Москве где-то две трети населения или уехало, то есть бежало, или погибло от моровой язвы, правительство было не в силах справиться уже, и они обратились к московским купцам и разночинцам. И в том числе среди этих московских купцов и разночинцев были староверы Преображенского. 25 человек подписали это прошение, и одним из них был Илья Алексеевич Ковылин – тогда крепостной оброчный крестьянин князей Голицыных.
САФАРОВ: Вот эта фигура (действительно, мы к музею обратимся, в музей придем, там замечательный есть портрет, он известный – Ковылинский портрет), ведь это, понятно, предприниматель, жилка у него деловая была и приверженность к старой вере. Вот как ему все это удалось в кратчайшие сроки? У нас, наверное, долго еще не выветрится из нашей памяти пандемия коронавируса, а здесь эпидемия чумы колоссальная, беда пришла в Москву (напомним, екатерининская эпоха). Как ему в этих условиях страшных, практически в таком апокалипсисе на земле, удалось создать обитель?
ДУРНОВ: Конечно же, следует сказать, что не только Илья Алексеевич Ковылин действовал, у него было много помощников и соратников. В частности, нам известны фамилии Зенкова, Шевалдышева, вот в этом прошении как раз все эти фамилии есть, Пимен Алексеев – там известный в свое время купец участвовал. Просто Илья Алексеевич особо выделялся в этой группе предпринимателей и деятелей староверья, поэтому именно он сейчас вспоминается с благодарностью, и память о нем живет в том числе в названии переулка, который в советское время был назван в честь Ковылина. Феномен для московской топонимики.
Слушайте в аудиофайле!