Хай-тек Корабль на аммиаке: без вредных выбросов и противного запаха
Персоны
Рубрика Николая Гринько на "Вестях ФМ".
Китайское судно на альтернативном топливе успешно завершило первый пробный рейс в порту города Хэфэй. В качестве топлива использовался аммиак — при его сгорании выделяются только вода и азот, без выбросов CO₂. Испытания подтвердили стабильное горение топлива с минимальным уровнем выбросов оксидов азота. Судно способно перевозить до 50 тонн груза со скоростью 18 км/ч. Это открывает новые возможности для экологичного судоходства и может помочь Китаю снизить выбросы углерода. Корабль был разработан Институтом энергетики Национального научного центра Хэфэя. Транспортное средство оснащено газовым двигателем внутреннего сгорания мощностью 200 кВт, двумя электродвигателями по 100 кВт и двухвинтовым приводом.
Коллектив редакции нашей программы поясняет. Аммиак считается одним из потенциальных вариантов топлива будущего. Он обладает высокой плотностью энергии, а главное — при сгорании не выделяет углерод, образуя только воду и азот. Многие судоходные компании, например, в Японии и Норвегии, активно вкладываются в разработку судов на аммиаке. По прогнозам Международного энергетического агентства, к 2050 году аммиак мог бы обеспечивать до 45% мировых потребностей в энергии для морских перевозок.
Однако есть и проблемы: аммиак трудно воспламеняется, а его горение бывает нестабильным. Исследователи решили сразу несколько технических задач. Они научились поджигать чистый аммиак с помощью плазмы и обеспечили его стабильное горение. Также им удалось наладить процесс каталитического расщепления аммиака для получения водорода и добиться эффективного сгорания смеси водорода с аммиаком в двигателях внутреннего сгорания с точным контролем процесса. Кроме того, команда создала специальную горелку для чистого аммиака и несколько устройств для его каталитического расщепления. Тесты показали, что чистое аммиачное топливо сгорает стабильно, почти не выбрасывая углекислый газ, а выбросы оксидов азота хорошо контролируются. Это доказывает, что смесь аммиака и водорода может найти применение в морском и наземном транспорте, а также в промышленных котлах и топливных элементах. Если мощность двигателей на чистом аммиаке достигнет мегаваттного уровня, их сфера применения расширится. Это станет важным шагом для Китая на пути к снижению выбросов углерода. Но мы, разумеется, не можем этого не сказать: надеемся, что инженеры позаботились о том, чтобы аммиачный транспорт не издавал запахов. Хотя…