Картинка

Интервью "Непрерывность Осьмеркина оказалась гораздо шире, чем имел в виду Герасимов"

21 сентября 2025, 23:15

Персоны

ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день.

В Москве в фонде In Artibus открылась выставка Александра Осмеркина. И мне показалось, что это хороший повод поговорить и об этом художнике, и о том, как готовилась эта выставка. И я с удовольствием представляю в этой студии Инну Борисовну Баженову как основателя и куратора всего, что происходит в пространствах фонда. Здравствуйте.

БАЖЕНОВА: Здравствуйте.

ЗАСЛАВСКИЙ: И куратора этой выставки Елену Владимировну Руденко. Здравствуйте.

РУДЕНКО: Здравствуйте.

ЗАСЛАВСКИЙ: Выставка называется "Непрерывный художник". Понятно, что с этого начинались наверняка все интервью, и тем не менее это, поскольку самый естественный вопрос, я не могу не задать. Потому что, да, его нет в живых, а вы его называете по-прежнему непрерывным художником, а он уже прервался.

РУДЕНКО: Нам очень понравилось это выражение, которое придумал Сергей Васильевич Герасимов в свое время. В 40-е годы он выступал на каком-то заседании Союза художников, и это его определение Осмеркина как непрерывного художника. Герасимов имел в виду то, что Осмеркин работает всегда. Он работал с 10-х годов, он был членом объединения "Бубновый валет", он называл себя кровным сыном "Бубнового валета". Учился у Ильи Машкова в студии. И дальше, ну как принято говорить, вместе со всей страной он переживал все перипетии истории, но при этом оставался художником и живописцев по преимуществу. Нам еще понравилось это определение, поскольку Осмеркин – педагог и очень крупный педагог, он преподавал не только в Москве – ВХУТЕМАСе (ВХУТЕИНе потом), потом в Московском художественном институте, который ныне Суриковский, и преподавал еще в Ленинградской академии художеств. А как, наверное, многим известно, московская и ленинградская школы всегда спорили, что лучше. Московская была живописная, ленинградская – графическая. Но Осмеркин по мере сил и, надо сказать, с успехом прививал живописность и ленинградской школе. Так что непрерывность его оказалась гораздо шире, чем имел в виду Герасимов. Но нас интересует еще одна тема, которая у нас все время присутствует, и в связи с Осмеркиным тоже. Вот у Инны Борисовны большая коллекция художника Владимира Вейсберга – московского художника, который как раз "Белое на белом"…

ЗАСЛАВСКИЙ: Это все-таки последний, так я понимаю, это же последний период его творчества "Белое на белом".

БАЖЕНОВА: Ну, он зрелый и собственно последний и зрелый, начиная там от 70-х годов и дальше. А начинал он очень ярко, очень по-машковски и, можно сказать, и по-осмерковски. То есть он по сути был продолжателем московской школы живописи. И Владимир Вейсберг в своем раннем творчестве яркий интерпретатор, яркий последователь, яркий ученик этих больших художников. И потом он становился более и более утонченным, своеобразным. И мы приходим вот к этому белому периоду, который все называют "Белое на белом", получил такое название. Но даже в этом периоде он занимается живописью, он исследует природу цвета и света.

ЗАСЛАВСКИЙ: Я еще чего-нибудь спрошу. Если вдруг захотите добавить, естественно…

БАЖЕНОВА: Я, кстати, хотела бы еще уточнить про роль Елены Валерьевны. Она шеф-куратор нашего фонда, то есть так или иначе она курирует программу фонда выставочного. Конечно, у нас есть и другие приглашенные кураторы, есть замечательный куратор наш Анна Корндорф – доктор искусствознания. Вот. Но Елена Руденко – вот как раз шеф-куратор нашего фонда. Фонд возник более 10 лет назад как такой выставочный проект, как такой выставочно-музейное пространство. И провели за это время больше 40 выставок, в основном музейные...

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Новые выпуски

Авто-геолокация