Сделано Россией Первое путешествие в Индию
Персоны
Вторая половина 15-го века. Никому не известный купец, прячась от зноя в тени редких деревьев, прогуливается по индийскому базару. Он не похож на местных. Этот странник – Афанасий Никитин, сын русского крестьянина Никиты, родом из Твери. В Индии он оказался волей случая. Но стал первым европейцем, кто достиг берегов этой неизведанной страны. Его четырёхлетнее путешествие нашло отражение в путевых записях под названием «Хождение за три моря».
Поездка Афанасия начиналась как обычная торговая экспедиция. Подготовка к ней была тщательной: купец взял с собой запасы провианта и воды, заручился поддержкой великого князя Тверского Михаила, помолился в соборе и отправился в путь – на юг. По пути он нашел себе компаньонов. Так было бы проще отбиваться от грабителей. Часть похода прошла без приключений, однако на территории современной Астрахани начались трудности – на караван напали. Путешественников ограбили, а обратно не пустили, чтобы те не подняли тревогу. И тогда, пишет Афанасий, «пошли мы, заплакав, на двух судах в Дербент». На этом несчастья не закончились. По дороге буря разбила одно из судов вдребезги, а затем караван вновь ограбили. Тогда Никитин «бил челом» тюркскому правителю, чтобы тот помог вернуть награбленное. Он выручил купца, но денег для обратной дороги все равно не хватало. Вариант был один – отправляться дальше в поисках новых покупателей. Так купец прошел всю территорию современного Ирана. Торговля не шла. Услышав от местных, что в Индии за породистого жеребца можно получить целое состояние, он решил направиться туда. Купив коня на накопленные деньги, Никитин погрузился на судно. Плавание продолжалось около шести недель – и наконец показался берег Индостана.
В те времена Индия описывалась как сказочная страна. На Руси считали, что там обитают единороги и фениксы. Сойдя на берег, Никитин увидел, что волшебных существ там нет, но культура отличается от русской. Так, Афанасию бросилось в глаза, что из всей одежды у местных жителей – лишь яркие повязки на бедрах. Несмотря на это, женщины из разных каст любят и носят украшения. Поразило торговца, привыкшего к густому русскому лесу, и отсутствие зелени. Первым делом опытный русский коммерсант познакомился с индийцами, которые показали ему свой товар: шелк, хлопок, пряности. Никитин быстро понял, что русскому человеку эти товары не пригодятся, и не стал их покупать. Пробовал путешественник и местную кухню – причудливые вегетарианские блюда из риса и травяные напитки с молоком. Удивило Афанасия отсутствие вина и меда в Индии. Индийские храмы запомнились страннику своей величиной. Рассказывал он, что, несмотря на различия, местные молятся «на восток, как русские». Ездил тверитянин в основном от рынка к рынку – из одного индийского города в другой. Повсюду его сопровождала толпа любопытных зевак, не привыкших видеть у себя иностранных гостей. Но местные жители были настроены дружелюбно и даже понимали Никитина, который общался с ними на смеси тюркского и арабского языков. Сам того не осознавая, тверской купец проявил себя отличным дипломатом. Находясь вдали от родины, без поддержки и помощи, он подружился с людьми другой веры и культуры. Там же он начал работать над своей книгой. Обойдя всю Индию и успешно продав своего коня, Афанасий отправился домой. Путь обратно был долгим: осенние штормы задержали корабль, на котором плыл русский путешественник. В Тверь он так и не вернулся: под Смоленском заболел и скончался. А умирая, велел передать спутникам исписанные бумаги с просьбой сохранить их. Так и сделали. Позже оригинальная рукопись пропала, но ее успели переписать.
В Индии помнят смелого русского путешественника. В Мумбаи ему посвящен обелиск. Стела облицована черным гранитом. На ней золотые таблички на четырех языках – русском, хинди, маратхи и английском – рассказывают о том, как много веков назад началась российско-индийская дружба. Рядом стоит небольшая гранитная плита с цитатой из книги Никитина.