Картинка

Сделано Россией Рождение военно-полевой хирургии

28 ноября 2025, 09:00

Персоны

Он жил, чтобы лечить. Его главной заслугой стали не просто научные труды и открытия, а сотни спасенных человеческих жизней. Этот учёный первым в России использовал гипсовые повязки, анестезию, наркоз – и навсегда изменил не только отечественную, но и мировую медицину. Его разработки спасают миллионы жизней и сегодня. Всё это – о Николае Ивановиче Пирогове, русском враче-хирурге, естествоиспытателе и педагоге.

Свое призвание маленький Коля нашел очень рано. Еще в детстве он с интересом играл в доктора со своим братьями и сестрами. В 14-летнем возрасте ему удалось поступить на медицинский факультет Московского университета. Правда, чтобы юношу приняли, ему пришлось пойти на хитрость и подписать в документах два лишних года к возрасту. В то время в институтах анатомии обучали по атласам, а практические занятия, необходимые для будущих врачей, не проводили. Поэтому Николай изучал материал дополнительно. Получив степень лекаря, он продолжил обучение в Дерпте, нынешнем эстонском Тарту. В качестве предмета обучения там Пирогов выбрал хирургию. И, как показала история, с выбором он не ошибся. 30 ноября 1832 года Пирогов защитил докторскую диссертацию. Далее новоиспеченный доктор медицины отправился на стажировку в Берлин. Учась у лучших профессоров того времени, он познавал хирургию как искусство. Именно там Пирогов научился «не держать нож плотно рукой, кулаком, а тянуть, как смычок, по ткани», как он сам писал позже в своих воспоминаниях. А спустя некоторое время стал профессором хирургии сперва Дерптского университета, а затем Императорской Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге. О начале его пути рассказывает сотрудник кафедры истории медицины Российского университета медицины Ольга Паренькова:

ОЛЬГА ПАРЕНЬКОВА: «Большую роль в становлении Николая Ивановича Пирогова сыграл Ефрем Осипович Мухин. Когда старший брат Николая Ивановича заболел ревматизмом, для его лечения стали приглашать очень многих врачей. Но улучшение не наступало, а легче ему стало только после того, когда его осмотрел известный московский врач Ефрем Осипович Мухин. Это произвело такое большое впечатление на Николая, что тот, подражая Мухину, начинает играть в доктора, лечить своих близких, кошек. Ефрем Осипович Мухин свою хирургическую деятельность основывал на точном знании анатомии, и это, конечно, послужило ключевой точкой для дальнейшего интереса Николая Ивановича к анатомии. И в результате исследований Пирогов пишет свой классический труд “Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций”, который принёс ему всемирную известность».

В 1840-е Пирогов создал анатомический институт, директором которого он стал. Из Европы врач привез для него более двухсот экспонатов и наглядных пособий. Учащиеся института применяли знания на практике, а местный анатомический музей позволял углубиться в изучение теории. Это было ноу-хау. В те же годы Пирогов начал изучать применение эфирного наркоза. Эксперименты оказались удачными, и врач впервые стал применять наркоз на поле боя на Кавказе. Ранее такое обезболивание заменялось стаканом крепкого спиртного, а болезни, требующие серьезных операций, считались неизлечимыми. Пирогов сделал невозможное возможным. Операционными столами в полевых условиях часто служили сложенные друг на друга камни. Пирогов лечил всех, кто попадал в госпиталь, включая пленных. Он провел более ста успешных операций, отмечает Ольга Паренькова:

ОЛЬГА ПАРЕНЬКОВА: «Летом 1847 года Николай Иванович Пирогов отправляется на Кавказскую войну, чтобы обучить молодых докторов методу использования эфирного наркоза при проведении хирургических операций. В городе Оглы он проводит операции не в закрытых помещениях, а в палатках, на виду у других раненых. Это был первый случай в военной истории, когда солдатам проводились операции под наркозом, и они следовали одна за другой в полной тишине. Молчащие операционные – это было просто чудо. В дальнейшем Николай Иванович Пирогов прибывает в укреплённый аул Салты, и здесь он выполняет уже более ста операций в условиях эфирного наркоза, демонстрирует его технические аспекты местным хирургам».

«Чудесный доктор», как называли его современники, внес свой вклад и в борьбу с холерой. Эта болезнь свирепствовала в Петербурге в конце 1840-х. Николай Пирогов открыл в своей клинике холерное отделение. В отличие от коллег, он не боялся вскрывать для исследований тела умерших от этой болезни. Итогом его работы стал труд под названием «Патологическая анатомия холеры» – с рисунками, таблицами и выводами о механизмах заражения. Эта монография актуальна и по сей день.

На Крымской войне в осажденном Севастополе Пирогова назначили главным хирургом. Там он вновь проявил свой профессионализм. Как писал позже сам врач, обстановка в городе была страшной. Пирогов предложил разделить получивших ранения на несколько основных категорий. Среди них были как безнадёжно больные, так и те, кто способен пережить перевозку в госпиталь. Это ускорило оказание помощи раненым с учётом их потребностей. Позже, в годы Великой Отечественной войны, принципы сортировки по Пирогову стали основой первой помощи раненым. Этот порядок используется в медицине катастроф и по сей день. Также Пирогов разработал и начал применять на практике гипсовые повязки. Он первым начал требовать от своих коллег, чтобы те мыли руки спиртом, надевали белые халаты, а не грязную одежду, которую не жалко пачкать кровью. Именно тогда же, благодаря идее Пирогова, в русской армии появились сестры милосердия, которые спасли множество раненых своим уходом и добрым словом.

ОЛЬГА ПАРЕНЬКОВА: «Конечно, основываясь на опыте, который Пирогов получил, будучи участником четырех военных компаний, он представил обоснование системы этапного лечения раненых на войне. Помимо этого, Пирогов уделял очень большое внимание и базовой медицинской подготовке военнослужащих. Он писал о том, что если военного учат стрелять и драться, то его должны также учить помогать себе и товарищам. Кроме того, он даёт классическое описание картины травматического шока, которая не потеряла своей актуальности и сегодня. Он вводит в практику использование различных асептических средств, что тоже сейчас применяется повсеместно. Он был новатором лечебного питания в русской армии. Говорил о том, что необходимо вводить в рацион продукты, которые будут поддерживать раненого».

Пирогов был прямолинеен со всеми, даже с царем. Не стесняясь, говорил о проблемах, высказывал свои предложения, из-за чего несколько раз даже подвергался опале. Простые люди, однако, его любили. Врача не стало 23 ноября 1881 года. Память о нём живет и сейчас – в названии московского медуниверситета, в названиях улиц российских городов, в памятниках – не только на родине, но еще и в Эстонии и Болгарии. Он был не только прекрасным врачом, но и талантливым педагогом. Среди его учеников был даже ставший впоследствии знаменитым Николай Склифосовский.

Сделано Россией. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация