Картинка

Сделано Россией Николай Пржевальский. Путешествия – его любовь

17 октября 2025, 12:38

Персоны

Его именем названы ледник в Монголии, мыс на острове Итуруп, хребет в горной системе Куньлунь.... И даже одна дикая лошадь. Он первым среди европейцев побывал в прежде неизведанных местах Центральной Азии и добрался до Северного Тибета. Его путь пролегал через пустыни и болота. Экспедиции стали его стихией. Всё это – о русском путешественнике, географе, натуралисте Николае Михайловиче Пржевальском.

На протяжении столетий мужчины рода Пржевальских несли воинскую службу. Казалось, будущее юного Николая было предрешено. Он учился в Смоленской гимназии, затем поступил на службу в Рязанский пехотный полк и в конце концов был зачислен в Николаевскую академию Генерального штаба. Его ждала блестящая военная карьера. Однако юноша мечтал о другом – о далёких неизведанных краях и о приключениях, полных опасностей. Свободное время Николай проводил за чтением книг о географических открытиях и собирал гербарии. В стенах академии Пржевальский написал свои первые сочинения о географии отдаленных регионов империи. За научные труды его избрали членом Императорского Русского географического общества. Но и это не стало его билетом в мечту. В 1863 году началось Польское восстание, и Пржевальского направили на его подавление. И только когда обстановка в регионе улучшилась, Николай вернулся к науке. Он стал преподавать географию в Варшавском юнкерском училище и даже составил учебник для юнкеров.

В 1867 году Пржевальский добился перевода в Восточную Сибирь. Тогда и состоялась его первая экспедиция по Уссурийскому краю. Путешественник составил топографические карты и описал климат новых территорий Российской империи.

Следующий поход стал более далёким – в Центральную Азию. Пржевальский тщательно к нему подготовился и собрал с собой целую команду. Путь лежал через Иркутск, далее из Кяхты в Пекин и, наконец, в Тибет. Эти места ранее не были отмечены на картах, так что путешествие обещало быть опасным. Николай Михайлович прошёл более 11-ти тысяч километров по Монголии и Китаю, описал незнакомые местности, собрал зоологические и ботанические коллекции. Первопроходцу удалось преодолеть пустыню Гоби и высокогорные районы Восточного Тибета. Он нанес на карту более 5-ти тысяч километров и ряд озёр. Русское географическое общество присудило Пржевальскому высшую награду. Также он получил также чин подполковника. Двухтомный труд про Монголию принёс Николаю Михайловичу мировую известность, рассказывает востоковед, научный сотрудник Института востоковедения РАН Дарья Сапрынская:

САПРЫНСКАЯ: «Для европейской публики он известен как великий учёный, потому что его труды, например, «Монголия и страна тангутов: трехлетнее путешествие» и другие работы, они все переводились многочисленно на разные языки. И в момент, когда это происходило (19-й век), российская академия, была сильно связана с европейской с точки зрения фигурирования исследований, и это были высококлассные работы. Он читал свои лекции о том, как он и где путешествовал, занимался популяризаторством. Но, когда, наверное, наступила уже советская эпоха, ситуация изменилась. Он стал, наверное, героем ушедшего времени, но тем не менее за ним закрепилось такое звание, как первый исследователь природы Центральной Азии. Он собрал и изучил огромное количество видов млекопитающих, записал и исследовал флору совершенно отдалённых для европейских умов регионов. Роль этого учёного всемирна и всемирно известна. До сих пор, если вы вдруг занимаетесь биологией, географией и так далее, неважно, в какой стране вы будете, то обязательно услышите про Пржевальского».

Следующие несколько лет исследователь провёл в экспедиции, изучая загадочное озеро Лобнор. Водоем веками сбивал с толку путешественников, потому что казалось, что он всё время оказывался в разных местах. Так и было. Речная система здесь была нестабильной. Река часто меняла русло, образовывая новые потоки. Поэтому озеро «блуждало», создавая иллюзию странствующего водоёма. Первым из путешественников на это указал именно Пржевальский. Позднее его ученики продолжили эти исследования.

Затем, в 1879 году, состоялась Первая Тибетская экспедиция. В ней путников ждали препятствия. Две недели они шли через пустыню, и это был один из самых трудных переходов за всё путешествие. Невыносимая жара, пыльные бури, недостаток воды... По пути в Тибет таинственных иностранцев не захотели впускать проводники. Они повели путешественников по ложному маршруту. Однако Пржевальский с командой смогли найти верную дорогу. Но тогда тибетские солдаты преградили путь русским исследователям в город Лхасу. И те вынуждены были отступить. Тем не менее результатов исследований, рисунков и фотографий из путешествия было много, и ученый рассказал об этом в своей книге. В той же поездке исследователь открыл новый вид дикой лошади, получившей имя Пржевальского. Трудности на пути встречались почти в каждой экспедиции, подчеркивает Дарья Сапрынская:

САПРЫНСКАЯ: «Он был признан первым исследователем природы Центральной Азии. В этой попытке стать главным знатоком, им было совершено большое количество путешествий, которые перенесли Центральную Азию из области загадок во что-то конкретное, понятное и, главное, географически описанное. Пржевальский будет тем, кто впервые достигнет северных окраин того самого Тибета, где доселе никто и никогда из европейцев не доходил. Все его путешествия поддерживаются по линии военного министерства. Вообще это была целая сложная история, чтобы получить деньги на свою экспедицию, доказать ее статусность, значимость и ещё план похода построить. Но здесь Пржевальскому сопутствовала некоторая в тот момент политическая удача, потому что там развивались серьёзные изменения, связанные с мусульманским восстанием. Если говорить о трудностях, то местная власть не очень хотела, чтобы кто-то про них что-то исследовал. Местное население – например, в верховьях долины реки Хуанхэ проживали племена тангуты – и они весьма могли враждебно встречать экспедиции, совершать набеги, верблюдов забирать. На мой взгляд, это были немыслимые условия для того, чтобы экспедиции совершать. Китайская администрация также фактически очень сильно мешала путешественникам. Она старалась запрещать туземному населению общаться с путешественниками и как-либо им помогать. Такая подозрительность была довольно естественна. В тот момент в регионе развивалась такая геополитическая игра. Называлась она Большая игра, и китайские власти опосредованно, но были частью этого мероприятия. Они боялись в основном шпионажа, движения вглубь страны и каких-то, возможно, движений на расширение, влияния другого государства. Пржевальский был довольно умелым путешественником, и он, как считается, не потерял никого в рамках своих экспедиций».

Спустя три года, в 1883, началось четвёртое путешествие Николая Михайловича. Шли как на лошадях, так и на верблюдах. За два года команда проделала огромный путь по бездорожью, на них два раза нападали разбойники. Тогда же, в 1884 году, был открыт хребет, названный позже именем ученого в память о его заслугах. Изначально Пржевальский назвал его «Загадочный». Дело в том, что обнаруженные места не были известны нигде в мире, а на картах обозначались лишь приблизительно. Новая экспедиция открыла научному миру флору и фауну Тибета и Монголии. Это был триумф.

Пятая поездка стала для путешественника последней. Его путь вновь должен был пролегать в Центральную Азию. Однако недалеко от поселка Каракол Пржевальский заболел брюшным тифом. В 1888 году он скончался. Путешествия стали его делом, главной страстью и любовью на всю жизнь – до самого конца. Пржевальский похоронен на берегу озера Иссык-Куль. Сейчас там находится памятник. Это гранитная скала-стела высотой более 8 метров, которую венчает огромный орёл – символ ума и бесстрашия. В клюве орла – оливковая ветвь, символизирующая мирные цели науки, в когтях – карта Центральной Азии с маршрутами путешествий учёного.

Слушайте в аудиофайле.

Сделано Россией. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация