Сделано Россией Николай Вавилов: жизнь за науку
Персоны
У него была трагическая судьба. Он создал настоящий банк растений для борьбы с голодом, собрав уникальную коллекцию семян — около 250-ти тысяч образцов. Он был признан во всем мире, но в одночасье его жизнь свелась существованию в тюремной камере. Его именем названы лук, миндаль, груша, тимьян, рожь и даже астероид, и кратер на Луне. За свою недолгую жизнь он объездил почти весь земной шар, не побывав лишь в Австралии и Антарктиде. В этом выпуске поговорим про Николая Ивановича Вавилова – русского и советского учёного-генетика, ботаника, селекционера и географа.
Николай с детства интересовался естествознанием. В отцовской библиотеке он часами изучал гербарии и географические атласы. И после окончания учебы в Московском коммерческом училище понял, что его настоящая страсть — наука, а не коммерция. Так, Николай решил продолжить образование в Московском сельскохозяйственном институте. Там он познакомился с учёным Дмитрием Прянишниковым, который основал научную школу агрохимии. Позднее он всю жизнь поддерживал исследования своего ученика. Дипломная работа Вавилова была посвящена полевым улиткам – вредителям полей и огородов Московской губернии. Работа оказалась настолько значимой, что Московский политехнический институт наградил выпускника премией.
Спустя время Вавилов уехал за границу, чтобы продолжить образование и познакомиться с новыми достижениями в области семеноводства. Он работал в лабораториях Германии и Англии. Важную роль в жизни молодого учёного сыграла поездка в Персию в 1916 году. Тогда там находился Русский экспедиционный корпус. Солдаты массово болели и умирали, и ни один врач не мог назвать точную причину. Когда военное командование попросило Вавилова помочь, он быстро понял, в чём дело. Мука, из которой пекли хлеб, была заражена частицами семян плевела опьяняющего. Это – растения из семейства злаковых, которые вызывают отравление с возможным летальным исходом. Когда продукты решили завозить из России, солдаты тут же перестали болеть. В награду Николай Вавилов получил разрешение на научную экспедицию вглубь Ирана. Там он провел исследования, которые привели к нескольким важным открытиям в области растениеводства.
Во-первых, исследователь понял, что иммунитет растения зависит от среды, в которой сформировался этот вид. Во-вторых, он пришёл к мысли о закономерности наследственной изменчивости родственных видов растений. Так, зная особенности признака у одного вида, можно довольно точно предсказать, как такой же признак будет проявляться у его родственника. Проследив развитие сортов от Ирана до Памира, учёный подтвердил свою гипотезу.
Революция 1917 года застала Вавилова в Саратове. Там он преподавал в местном университете. Многие учёные тогда бежали за границу, и у Вавилова был такой шанс: европейские коллеги знали его как перспективного исследователя. Но он остался. И в 1920 году на Всероссийском съезде по селекции и семеноводству Николай Иванович представил своё достижение – закон гомологических рядов. Согласно ему, если у одного вида растений наблюдается тот или иной признак, то такие изменения могут быть найдены и у других родственных видов. Это облегчало выведение новых сортов и пород с полезными свойствами. Доклад произвёл переворот в науке. Его сравнивали даже с таблицей Менделеева, только в биологии.
В 20-х годах прошлого века Вавилов перебрался в Петроград и основал, а затем и возглавил там Институт растениеводства. Сегодня он считается одним из крупнейших в мире. Советского учёного начали приглашать на научные конференции за рубежом. Так, он побывал в США, где за три месяца основал Отдел прикладной ботаники, в Берлине. В те же годы Вавилов отправился в один из самых рискованных своих походов – в Афганистан. Оттуда он добрался до Индии. Там, в горах, учёный нашёл диких предков пшеницы и ржи, доказав, что именно эти места – родина земледелия. После похода Вавилову вручили Золотую медаль имени Пржевальского.
Николай Иванович продолжал выпускать свои труды. В 1926 году была опубликована его книга под названием «Центры происхождения культурных растений». В ней учёный описал регионы, ставшие родиной для множества культурных растений – картофеля, томата, персика – и других. В 42 года Вавилова избрали академиком. Но в 1934 году в судьбе учёного случился неожиданный поворот – ему запретили выезд за границу. Против Вавилова началась обвинительная кампания. Его упрекали в том, что он продвигает враждебные теории, мешая созданию урожайных сортов. Тогда же против учёного выступил и агроном Трофим Лысенко. Он объявил генетику лженаукой, и его главным врагом стал Вавилов. Николай Иванович же стоял на своём. В 1940 году Вавилова арестовали.
Тем временем грянула война. В блокадном Ленинграде сотрудники здания Института растениеводства, умирая от голода, бережно охраняли бесценную коллекцию семян, которую собирал Вавилов по всему миру. Они знали: это – будущее страны. И они сумели сохранить драгоценные образцы. Тогда погибли более 20-ти сотрудников института. Выйти из тюрьмы Вавилову уже было не суждено. В январе 1943 года он скончался от пеллагры – болезни, которая вызывается крайним истощением. Николай Иванович отдал жизнь за науку. И лишь десять с лишним лет спустя с Вавилова сняли все обвинения. Приговор был отменён. В 60-х годах прошлого века имя учёного вновь вернулось в учебники, были переизданы его труды. В 1994 году в здании Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Вавилова установили памятную доску. Это – подарок американцев, восхищённых подвигом советских коллег. На доске выбито: «Учёным института, героически сохранившим мировую коллекцию семян растений в годы блокады Ленинграда».