Советский Дэн Сяопин, почему реформа Косыгина не была доведена до конца Необходимость перемен в советской экономике
Персоны
К началу 60-х стало очевидно: экономике Советского Союза нужны перемены. Модель жесткого централизованного планирования перестала давать желаемые результаты, несмотря на то, что многие показатели семилетки выполнялись, и даже перевыполнялись.
Промышленное производство выросло на 84% вместо запланированных 80%, выпуск чёрной металлургии – на 67%, а цветной – более чем вдвое. Тяжёлая промышленность продолжала оставаться в приоритете, тогда как крепли экономики государств, придававших большее значение отраслям научно-технической революции – электронике и робототехнике.
Серьезным препятствием для конкурентоспособности экономики Советского Союза было отсутствие гибкости. Плановая система строго регламентировала распределение ресурсов и само производство. Предприятия были лишены самостоятельности, а бюрократия затягивала принятие решений.
Всеобщий ажиотаж на болоньевые плащи в 60-х тому пример. Мечта модников и модниц была доступна далеко не всем. Доставали их «по блату» или в комиссионках. Советской легкой промышленности потребовалась несколько лет для запуска производства. После длительных согласований магазины оказались завалены плащами – только спроса уже не было. Проблема болоньевых плащей не была уникальной. Централизованное планирование не учитывало реальных потребностей граждан.
Полное отсутствие конкуренции и ограниченное предложение не могло не сказаться на качестве продукции. Совершенствовать ушастый «Запорожец» не имело смысла – граждане и так занимали очередь на годы вперед.
Страдал и производственный процесс. Люди не стремились работать быстрее и лучше. Гарантированный спрос на товары и отсутствие мотивации означали, что усилия не окупаемы.
Развитие экономики застопорилось. В начале 60-х заговорили о необходимости перемен.
Основную суть будущей реформы в 62-ом изложил в статье «План, прибыль, премия» экономист Евсей Либерман. Имя профессора харьковского университета и главного идеолога преобразований в дальнейшем не раз упомянут в западной прессе, говоря о «либерманизации» советской экономики. То есть о либерализации централизованных методов. В 65-м его портрет появится на обложке американского журнала Time под заголовком «Советы заигрывают с прибылью».
Заняться модернизацией стагнирующего советского хозяйства предстояло вдохновленному идеями Либермана премьер-министру СССР Алексею Косыгину.