Советский Дэн Сяопин, почему реформа Косыгина не была доведена до конца Реформа Косыгина: стимуляция рублем, а не директивой
Персоны
«Практика показала: когда западные державы ограничивают нас в закупках оборудования, вводят запретительные списки, это, конечно, несколько мешает выполнению наших планов. Однако в то же время такие действия западных держав невольно оказывают нам определённую помощь: мы мобилизуем творческие силы собственных конструкторов, развиваем производство и находим выход из сложившейся ситуации. В конечном счёте мы становимся ещё сильнее», – эти слова были сказал 60 лет назад Алексей Николаевич Косыгин.
Премьер-министр СССР понимал: мобилизационная экономика, которая позволила стране сделать индустриальный рывок перед войной и выстоять перед смертельной угрозой, себя исчерпала. Экономика, основанная на жёстком директивном планировании, начала давать сбои. Впервые со времён Октябрьской революции по стране советов прокатились массовые беспорядки. Восстание в Новочеркасске 1962 года было самым масштабным. «Хрущёва на колбасу!» – гласил один из лозунгов протестующих, выступавших против повышения цен на продукты питания и снижения зарплат рабочих.
При развитой тяжелой, сырьевой отраслях и военно-промышленного комплекса, аграрный сектор и отрасли, производящие предметы потребления, сильно отставали. Люди постоянно сталкивались с дефицитом товаров.
В 63-м Советский Союз впервые начал закупать зерно за рубежом. Например, в декабре того же года более 7 млн тонн зерна и более миллиона тонн муки импортировали в страну из Канады и Австралии. Уже к январю 64-го закупленное зерно составляло 20% от общего числа хлебозаготовок.
Страна нуждалась в переменах. В экономике необходимо место для инициативы, считал Косыгин. Он пытался создать новую модель экономики, не выходя за рамки плановой системы. Колхозы стали стимулировать рублём, а не директивами.
Косыгинская реформа началась в 1965 году, почти сразу её атаковали оппоненты Алексея Николаевича из Политбюро ЦК КПСС. К середине 70 х реформы «забуксовали», а в 1980 со смертью Косыгина окончательно свернуты. Наступила эпоха «нефтедолларов», которая окончательно погубила советскую экономику.