Авторские материалы "Оформлен случайно": заказанный детьми товар можно отменить
Персоны
Родители имеют право отказаться от покупки в онлайн-магазине, которую случайно сделал ребенок через их аккаунт. Суд встал на сторону женщины, чья дочь случайно оформила маме больше сотни товаров в маркетплейсе. О технике безопасности при онлайн-покупках расскажет Максим Иванов.
Полуторагодовалая дочь москвички случайно нажала кнопку «оформить заказ» в личном кабинете своей мамы на маркетплейсе. В корзине покупательницы лежало 102 товара. Она постаралась отменить заказ, но получила отказ – предметы уже передали на сборку. Продавец впоследствии потребовал оплатить доставку и хранение товаров.
Покупательница пыталась оспорить это решение через суд, но безуспешно. В суде заявили, что женщина обращалась в техподдержку маркетплейса, а должна была написать письмо на официальную электронную почту. Москвичка обратилась в кассационный суд за пересмотром решения, и в этот раз успешно. Кассационный суд признал, что женщина сразу же отказалась от заказа, а претензия оформлена правильно. Решение отправили на пересмотр.
Обычно заказ можно отменить только через час после оформления или до начала его сборки продавцом, смотря, что случилось раньше. Маркетплейсы при этом просят указывать причину отмены. Например, вы не рассчитали свой бюджет, не успеете забрать товар, или в принципе передумали его брать. Причину можно указать любую – это не повлияет на решение агрегатора.
Если вы не успели отменить заказ до передачи на сборку, можно сделать это позже. Но есть нюанс – тогда это будет уже не отмена, а возврат. Он может быть платным. Москвичка, чья дочь случайно заказала всю корзину, могла потерять приличную сумму на возвратах, даже если вернуть каждый товар стоило бы 50 рублей.
При возврате товара, если вы оплатили его заранее, на карту вернут деньги только за сам товар, но не цену платной доставки. Кроме того, некоторые продавцы при поступлении заказа сразу отмечают, что сборка товара завершена, чтобы покупатель не мог отменить отправку.
В некоторых случаях вернуть товар невозможно – как правило, это видно по пометке «не подлежит возврату». Председатель Московского общества защиты потребителей Антон Недзвецкий отметил, что это товары, сделанные по индивидуальному заказу.
НЕДЗВЕЦКИЙ: Потребитель может отказаться от заказанного товара, как до его даты передачи, так и после в течение семи дней. Есть товары, которые изготовлены по индивидуальному заказу и могут быть использованы исключительно приобретающим их потребителем, вот только они не подлежат возврату.
Трудности с отменой могут возникнуть и с доставкой из-за границы.
Отмену доставки может оформить и сам магазин. Если вам все-таки нужен отмененный товар, но его цена выросла, стоит потребовать выполнения заказа на первоначальных условиях. Закон о защите прав потребителей защищает покупателя в таких случаях. Если маркетплейс отказывается продать товар по старой цене, можно пойти в суд.
В позапрошлом году мужчина дошел до Верховного суда из-за того, что онлайн-магазин в одностороннем порядке отменил заказ его зеленого чая на 89 рублей. Суд встал на сторону покупателя, и магазину пришлось заплатить 5 тысяч рублей компенсации морального вреда и 2,5 тысячи потребительского штрафа. Если вы считаете, что в суде нужна будет помощь юриста, оплата его услуг при победе может быть возложена на маркетплейс.