Картинка

Авторские материалы Личный видеорегистратор – "оружие" против нарушителей

30 октября 2025, 13:15

Персоны

Запись с чужого видеорегистратора может лишить водительского удостоверения. Верховный суд разъяснил нюансы использования записей с частных видеокамер в качестве доказательства нарушений ПДД. Между бытовым видеорегистратором и стационарным комплексом фотовидеофиксации есть огромная юридическая разница, которая влияет на тяжесть наказания для нарушителя. Тему продолжит Сергей Гололобов.

Личные авторегистраторы – серьёзное средство фиксации нарушений других автомобилистов. Верховный суд это подтвердил.

Автомобилист из Салавата Башкирской республики выехал на встречку под сплошную линию. Попал в объектив уличной дорожной камеры. Получил пять тысяч штрафа. Спустя два месяца точно такое же нарушение. Но только сняла его не уличная камера, а авторегистратор другого горожанина. Проявив гражданскую ответственность, он сообщил куда надо, приложив кадры видеосъемки. И суд лишил того, первого автомобилиста, прав на год, как за повторное нарушение. Но любитель выезда на встречку не согласился с таким решением суда,и начал тяжбу. Его доводы – моё нарушение сняла камера, пускай и видеорегистратора. Между тем, КоАП предусматривает "в случае фиксации административного правонарушения … средствами фото- и киносъёмки, – наложение административного штрафа", а не лишение прав. Следовательно, по мнению истца, ему должны вернуть воительское удостоверение, заменив лишение на денежный штраф. В конце концов дело дошло до высшей судебной инстанции. Верховный суд отметил, что особый порядок привлечения к административной ответственности, то есть только штрафы, а не лишение прав, возможен при их документировании работающими в автоматическом режиме средствами фото- и видеофиксации. В итоге судебного разбирательства лишение осталось в силе. Осталось понять тонкую грань отличия автоматической фиксации от простой видеосъемки. Независимый участник рабочей группы по подготовке ГОСТов комплексов автоматической фиксации при техническом комитете Росстандарта Григорий Шухман поясняет, что камера должна быть сертифицирована именно под выявление нарушений.

ШУХМАН: У нас автоматическими комплексами фиксации ПДД являются только те комплексы, которые утверждены как средство измерения и разработаны специально для фиксации ПДД согласно федеральному закону. Поэтому запись бытовых, так называемых, видеорегистраторов, которые водители покупают и ставят в свои автомобили, а также записи с телефонов и других бытовых устройств, не являются записями автоматических камер.

Но записи бытовых камер и видеорегистраторов могут приниматься судами в качестве вещественных доказательств совершенного нарушения или преступления, дополняет Григорий Шухман.

ШУХМАН: Это просто документальные материалы, которые вместе со свидетельскими показаниями тех, кто их предоставляет в ГИБДД, являются доказательствами по делу, и в их отношении применяется общий порядок рассмотрения. То есть устанавливается личность нарушителя, и к нему уже применяются санкции обычного порядка, то есть не те, которые ограничены для автофиксации максимальным штрафом, а именно вплоть до лишения.

То есть в некоторых случаях личный видеорегистратор становится более острым оружием в борьбе с нарушителями дорожного движения, нежели официальная, сертифицированная дорожная камера. Она может вас лишь оштрафовать, а запись с регистратора, переданная, например, на портал "Активный гражданин", после судебного, конечно, разбирательства, станет поводом к лишению вас водительского удостоверения. Ну и кстати, не только уличные камеры, висящие на столбах, являются официальным сертифицированным средством фиксации нарушений. Есть и подвижные камеры. Например на зеленых машинах с надписью ЦОДД. А вот гаишные камеры-треноги исчезли, напомнил автоюрист Лев Воропаев.

ВОРОПАЕВ: Да, у нас с 1 сентября 2024 года вышел стандарт на установку комплексов автоматической фото- и видеофиксации, и их разрешено устанавливать в том числе в транспортных средствах. Но специализированных транспортных средствах, специально подготовленных для этого. Там специальная цветографическая раскраска, где написано, что это транспортное средство с комплексом автоматической фиксации. Насчет сотрудников Госавтоинспекции, там разрешения тоже нет. Там должен быть специализированный автомобиль. С такой раскраской, где указано, что там установлен комплекс автоматической фотовидеофиксации.

И еще одно нововведение. В некоторых регионах теперь за сообщение о злостных нарушителях ПДД можно получить до 20 000 рублей. Речь идёт о выявлении пьяных водителей, езде по "встречке", или тех, кто сел сел за руль без прав. Можно не только позвонить по телефону доверия, но и подать сигнал через чат-бот. Желательно, конечно, с фото и видео нарушения. Далее патрульный экипаж, если он где-то поблизости от нарушителя, останавливает его. Основываясь на заявлении и прочих доказательствах, присланных в этот чат-бот, выписывает протокол. А бдительному заявителю выпишут премию. Но только если сигнал о нарушении был не анонимный, и чат-бот знает контакты заявителя. Тогда ГАИ свяжется с ним по вопросу выплаты. Такая система начала действовать на Алтае, в Бурятии, Воронежской, Мурманской, Нижегородской областях, Пермском крае. В столичном регионе такой практики пока нет из-за огромного количества автомобилей.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация