Авторские материалы Как отказаться от задержанного рейса, не потеряв деньги
Персоны
При задержке рейса пассажир может отказаться от полета, но надо поставить об этом в известность перевозчика. Иначе деньги пропадут, пояснили специалисты. О том, как правильно оформить отказ и в каких случаях можно запросить возврат средств за билет, узнала Мария Глазунова.
На носу долгожданный отпуск или важное мероприятие, чемоданы собраны, а рейс задерживается. Ситуация знакома многим. Однако не все знают, как правильно поступить, чтобы сохранить деньги и нервы.
По закону, у пассажира есть право отказаться от полета, если рейс задержан, отменен или перенесен. Главное – правильно оформить свой отказ. Случаев, когда люди просто уезжали из аэропорта домой, немало. Мужчина купил билеты Москва – Саратов. Но его рейс задержали на два часа, из-за чего он не успел на запланированное мероприятие. Поэтому он просто поехал домой и потребовал вернуть ему деньги. Однако в компании ему отказали. Он обратился в суд: там объяснили – неявка на регистрацию свидетельствует об отказе от договора перевозки и дополнительного уведомления авиакомпании не требует.
Поэтому для того, чтобы не потерять деньги, нужно официально уведомить авиакомпанию о своем решении – рассказал представитель Союза пассажиров, член общественного совета при Минтрансе России Кирилл Янков.
"Если регистрация открыта, и вы на нее не пришли, то авиакомпания может, допустим, заявить, что вы опоздали на рейс. Поэтому если вы приехали и идет регистрация – лучше эту регистрацию пройти и получить посадочный талон".
Также можно позвонить в колл-центр или написать претензию в онлайн-чат на сайте. Если пассажир сообщил об отказе до окончания регистрации, ему должны вернуть полную стоимость билета, даже если он покупал самый дешевый, невозвратный тариф. Если обращение было после окончания регистрации, все зависит от правил тарифа. За возвратный пассажир может получить либо часть, либо полную сумму. За невозвратный – только аэропортовые сборы. За возвратом денег нужно обращаться в офис перевозчика или к посреднику, у которого вы покупали билет.
Однако и тут есть свои тонкости. Если вам сообщили о задержке или отмене рейса, необходимо узнать у авиакомпании причины – объясняет Кирилл Янков.
"Бывают причины, зависящие от авиакомпании, допустим: позднее прибытие самолета, неисправное техническое состояние. Бывают причины, не зависящие от авиакомпании: это, допустим, план ковер или метеоусловия. В случае, если это причины, зависящие от авиакомпании, вы вправе требовать моральный ущерб, и сумму компенсации. Если нет, то обычно только стоимость билета".
Также пассажир вправе обратиться к авиакомпании с претензией о возмещении убытков, которые он понес в связи с задержкой рейса. Например, опоздал на важное мероприятие, пропустил лечение и так далее. Но и тут важна причина задержки, объясняет Кирилл Янков. Денежную компенсацию человек получит только если виновата сама авиакомпания.
"Если по вине компании – это надо сначала написать в претензии: "Я понес такой-то ущерб, у меня сорвалась сделка, я не успел на оплаченное лечение" и потом часто в таких случаях приходится судиться. И только суд удовлетворяет такие претензии".
Претензия предъявляется перевозчику. При внутренних воздушных перевозках ее необходимо предоставить в течение шести месяцев со дня задержки рейса. Важно сохранить все чеки и квитанции, с пропущенных мероприятий, они послужат доказательством причинённого ущерба.
Если же вы решили не отказываться от перелета, авиакомпания должна предоставить ряд бесплатных услуг – рассказал представитель Союза пассажиров, член общественного совета при Минтрансе России Кирилл Янков.
"Если прошло свыше двух часов, вам должны предоставить воду, свыше четырех часов – вам должны предоставить горячее питание. А свыше шести часов ночью и восьми часов днем вас обязаны разместить в гостинице".
Количество минут или часов задержки отсчитывается со времени отправления, указанного в билете. Если компания не предоставляет что-то из вышеперечисленного, можно запросить у представителей письменный отказ в обслуживании. Этот документ понадобится, если вы захотите вместе с другими пассажирами оформить коллективную жалобу или обратиться в суд.
Чтобы не попасть в подобную ситуацию, вы можете оформить страховку. Она защищает от отмены или задержки рейса. С ней пассажир вправе рассчитывать на компенсацию больше стандартной, а если он не успеет на пересадочный рейс, то перевозчик возместит траты за новый билет, проживание и питание.