Персона грата Выбор сделан, что дальше?
Программу "Персона грата" ведет Виталий Ушканов.
В минувшее воскресенье в родной стране прошел Единый день голосования. Выбирали высших должностных лиц в субъектах федерации, глав муниципальных образований и депутатов законодательной госвласти в регионах. Если резюмировать в двух словах, можно сказать, что было интересно. Если сказать более развернуто, то после долгого перерыва российское политическое поле стало хоть немного более конкурентным.
Президент Фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов – желанная персона в студии "Радио России".
Я сразу оговорюсь, мы записываем нашу программу, когда еще окончательные цифры неизвестны, они могут немного измениться, но основные тенденции уже понятны. Я понимаю, что не только столичным слушателям, но и жителям других регионов страны наиболее интересны Москва и Екатеринбург, но их мы оставим на десерт. А начнем с других выборов, может быть, менее ярких, но не менее важных для избирателей, которые на них ходили и голосовали. Какие регионы наиболее показательны в этом плане?
М. Виноградов: Если говорить о выборах мэра, то самые тревожные ожидания у власти были от выборов в Воронеже и в Екатеринбурге. В случае Екатеринбурга они оправдались, в случае Воронежа – нет. Несмотря на то, что трижды менялся кандидат от губернатора Воронежской области Гордеева, оппозиционер Галина Кудрявцева не смогла составить серьезную конкуренцию и набрала 20 с небольшим процентов голосов. Зато сюрприз преподнес Петрозаводск, город традиционно протестный, разборчивый и капризный. Там был целый ряд сенсаций. У власти было достаточно много времени на подготовку к выборам, но в итоге все действия, которые можно было не сделать, не были сделаны. Можно было раскалывать протестного избирателя, оставив и сильного кандидата-женщину от "Справедливой России", и сильную яблочницу. В итоге одну отговорили идти на выборы, а вторую сняли в последний момент. Победил, по сути, технический кандидат, человек почти нулевой известности еще за две недели до начала выборов, который страховал яблочницу Слабунову на случай, если ее снимут. Он получил 40%, и это была сенсация, потому что считалось, что если действующий глава города наберет 30%, то остальные кандидаты поделят голоса и никто эту планку не перепрыгнет. Так Петрозаводск оказался проигран действующей властью.
Губернаторы Владимирской области, Забайкалья и Подмосковья набрали больше 70%. О чем это говорит?
М. Виноградов: Во Владимире и в других названных регионах недавно произошла смена губернаторов. Сказался эффект замены старого губернатора, от которого все уже устали. В случае с Воробьевым сказалась относительная молодость кандидата, был удовлетворен запрос на смену поколений. Плюс, поскольку для протестного движения ключевым регионом была Москва, на Подмосковье не нашлось даже сильного кандидата. Во Владимире был момент договоренности с эсерами, которым пообещали пост в Совете Федерации, и был недопуск кандидата от гражданской платформы. В Забайкалье также не пустили ее представителя.
Давайте теперь к Екатеринбургу и к Москве. Евгений Ройзман показал очень хороший результат, но мне уже доводилось слышать мнение, что пост мэра в этом городе настолько декоративен, что ничего реального ему сделать не удастся.
М. Виноградов: В Екатеринбурге мэр – это представитель городского совета, а мы знаем, что от советов в городах в России зависит очень немного. Ройзману предстоит определить, делать ли акцент на хозяйственную деятельность, на политизацию или на войну с областными властями. Может быть, для него стала по-своему сюрпризом победа на выборах. Многие считали, что он далеко не всю жизнь к этому стремился, поэтому для Ройзмана это своеобразный личностный вызов. Состав гордумы Екатеринбурга достаточно сложен: по-моему, первое место там занимает "Единая Россия", достаточно много представителей "Партии Пенсионеров". Екатеринбург – город протестный и капризный, поэтому Ройзман для него знаковой фигурой. Но понятно, что как только вовлекаешься в деятельность, по отношению к тебе возникает раскол во мнениях.
Комментируя московские выборы, политологи говорят, что Сергей Собянин боролся не в полную силу, а результат Навального хоть и высокий, но близок к предельному для подобных несистемных кандидатов. Вы согласны?
М. Виноградов: Если посмотреть арифметически, то у Навального около 500 тысяч голосов. У Прохорова на выборах в Москве было около 900 тысяч. С другой стороны, когда я пришел на свой избирательный участок, мне не показалось, что туда пришли совсем новые люди. Я думаю, что средний возраст пришедших на участок – 65+ . Мне кажется, что сторонники обоих кандидатов были во многом демобилизованы. Тренд "за меня все посчитают, мой голос ничего не решает", который раньше работал против протестной оппозиции, сейчас работает против всех. Не приходят ни те, ни другие, поэтому результаты Навального в первую очередь сюрприз не для штаба Собянина, а для штаба самого оппозиционера.
Полностью беседу с гостем слушайте в аудиофайле.