Персона грата Выпил – за руль не садись!
Программу "Персона грата" ведет Виталий Ушканов.
Фото с сайта http://finam.info
Страсти вокруг "нулевого промилле" для водителей кипели долго, споры и дискуссии были жаркими. Честно говоря, меня не оставляло ощущение, что среди сторонников такой нормы не было людей, которые садятся за руль самостоятельно. Они, если и садятся, то их автомобили сотрудники ГИБДД вряд ли останавливают. Но вот закон принят. С 1 сентября "нулевого промилле" в России, если президент закон подпишет, не будет.
Обсудим эту тему с гостем в студии – шеф-редактором газеты "Авторевю" Леонидом Головановым.
Почему все-таки "нулевая" норма была неправильной?
Л. Голованов: Потому что, как я много раз уже говорил, абсолютного нуля нет даже в космосе. Ну, не бывает этого. Кроме того, мы подписали еще давным-давно, в 60-х годах, Женевскую конвенцию, в которой предусматривается все-таки не нулевой порог при определении степени трезвости или нетрезвости водителя. Он должен быть от 0,3 до 0,8 промилле, но он не должен быть нулевым.
Также есть такая штука, как эндогенный алкоголь. У каждого из нас в организме присутствует этиловый спирт в той или иной степени.
И, наконец, у алкометров есть погрешность, и она не нулевая. И ее тоже нужно учитывать.
Еще один аспект, о котором все мы знаем, Россия – все-таки страна сложная, у нас коррупция не побеждена окончательно.
Она и в первом приближении не побеждена.
Л. Голованов: И любой водитель мог стать жертвой полицейского произвола и т.п. Ведь ему могли подсунуть настроенный чуть-чуть не так алкометр, который показывал буквально 0,05 промилле. И этого хватало, чтобы водителя формально признать нетрезвым.
Мне называли цифру по поводу коррупционности – 20 процентов. То есть, каждый пятый из задержанных якобы в состоянии алкогольного опьянения был на самом деле не пьян. У этих людей было то, о чем сегодня здесь уже говорилось: эндогенный алкоголь, лекарства, все что угодно, плюс эти самые 0,05. Понятно, что невиновные люди полюбовно решать данный вопрос с инспекторами на месте просто не хотели, и их наказывали. И самое интересное теперь, а будет ли новая поправка иметь обратное действие? Если у человека зафиксировано 1,5-2 промилле, то все с ним понятно. А если те самые 0,3 промилле? По-хорошему, ведь надо бы реабилитировать людей за отсутствием состава преступления?
Л. Голованов: Конечно. Можно представить себе, как будет обидно людям, которых лишили на полтора или два года водительского удостоверения за 0,1 промилле. А 0,1 иногда может быть просто погрешностью алкометра.
По Конституции, процессуально это возможно сделать. Думаю, что этим вопросом будут заниматься те люди, которые продвигали эту самую поправку.
Фото с сайта www.drive2.ru
А теперь очень важный тезис, который, думаю, вы поддержите как человек, находящийся за рулем профессионально, что пить за рулем нельзя!
Л. Голованов: Да, употреблять нельзя. И это прописано в Правилах дорожного движения. Сухой закон был, есть и остается. Никто ничего не разрешает. Это только некая поправка на погрешность при продувке алкометра конкретным человеком в случае его проверки на трезвость.
Поэтому те таблицы, которые публикуются, сколько чего можно выпить и через какое время все это растворится в организме, не надо воспринимать всерьез?
Л. Голованов: Кстати, они настолько от лукавого. Любой врач скажет, что усвоение этанола (алкоголя) в организме зависит от многих факторов: от мышечной массы человека, от конституции его тела, от количества фермента алкогольдегидрогеназы, который расщепляет алкоголь. Поэтому для каждого конкретного человека эти временные отрезки будут разными.
Но это не отменяет главного. Предположим, вы – здоровяк и можете выпить много. Все равно этого нельзя делать как минимум потому, что даже небольшая доза алкоголя влияет на организм. Человек может чувствовать себя абсолютно трезвым, но его реакция после употребления алкоголя замедляется. А это уже опасно.
Кстати, я очень часто привожу такой пример. Американские ученые провели эксперимент по сравнению степеней рассеивания внимания водителя при пользовании им, например, мобильным телефоном и при употреблении алкоголя. Так вот, пользование мобильником эквивалентно опьянению в 0,4 промилле.
Это отдельная тема. Но раз вы уж ее затронули, скажу, что я езжу и часто вижу, не хочу обидеть девушек, как практически каждая девушка за рулем говорит по телефону или эсэмэсит.
Л. Голованов: Это ужасно. А как меняется стиль их вождения!
Да. Они ездят медленно, петляя.
Л. Голованов: СМС, считай, – это 1,5 промилле.
Думаю, к этой проблеме должны вернуться, и штраф за пользование телефоном за рулем будет увеличен.
Л. Голованов: Да, предполагается серьезный рост штрафов за это. И я поддерживаю данную меру двумя руками.
Но вернемся к алкотесторам. Депутат Нилов предложил тем же прибором, которым собираются освидетельствовать водителя, сначала проверять инспектора ГИБДД. Сразу будет понятно, что, во-первых, прибор исправен. И, во-вторых, в него можно будет смело дышать пойманному водителю. Правда, руководство ГИБДД выступило категорически против, заявив, что такой процедурой проверки на алкоголь будет принижен статус полицейского. Как вы считаете, это унизило бы полицейских или нет?
Л. Голованов: На самом деле, наверное, унизило бы, конечно.
Непредсказуемые результаты были бы, наверное.
Л. Голованов: Хотя полицейский при исполнении просто обязан быть трезвым. Тут вообще двух мнений быть не может.
Они, наверное, перед выходом на дежурство проходят какой-то контроль?
Л. Голованов: Теоретически да. А вот что происходит на практике, неизвестно.
Досье:
ГОЛОВАНОВ Леонид Александрович – шеф-редактор газеты "Авторевю".
Родился 17 апреля 1968 года в столице.
Окончил Московский институт радиоэлектроники и автоматики по специальности "инженер-радиотехник".
Работает в газете "Авторевю". С 2002 года – в должности шеф-редактора.
Трижды становился лауреатом премии "Лучший автожурналист России".
Холост. Отец двоих сыновей. Среди увлечений Леонида Голованова музыка, литературы и, конечно, автомобили.
Принят законопроект об увеличении штрафов за нарушения правил дорожного движения. Как вы относитесь к очередному витку закручивания гаек?
Л. Голованов: Нормально, потому что во всех странах предусмотрено некое ступенчатое повышение ответственности водителя за неоднократные тяжелые нарушения вплоть до уголовной ответственности. У нас гибнет почти 30 000 человек в год на дорогах. В России шанс погибнуть в автомобильной аварии впятеро выше, чем в среднем по Евросоюзу.
Депутат Лысаков сказал: "Положение дел в сфере безопасности дорожного движения приобретает черты глобального кризиса. Причина – рост автомобильного парка и пренебрежительное отношение водителей к правилам дорожного движения вследствие отсутствия общей правовой культуры" Достаточно ли только таких ужесточений? Что нужно еще?
Л. Голованов: Конечно, нет. Посмотрите, в каком ужасающем виде у нас находится система обучения водителей. Их не учат толком ездить, их не учат соблюдать какие-то элементарные правила безопасности, их не учат контраварийной подготовке.
А чему учат-то?
Л. Голованов: Учат немного матчасти, трогаться с места, парковаться, сдавать задним ходом, потом они выезжают в город. То есть, учат каким-то совершенно базовым вещам, да и то учат далеко не всех, потому что коррупция и права можно купить до сих пор.
Человек сам садится за руль. Есть же инстинкт самосохранения?
Л. Голованов: Только за счет него мы не гибнем все.
Полноценные участники движения на дорогах – пешеходы. Зачастую они могут спровоцировать весьма серьезные ситуации. Что с ними делать? А мотоциклист, когда он мчится со скоростью 200 км в час? Я смотрю и думаю, на него Правила дорожного движения вообще не распространяются?
Л. Голованов: По факту нет. Безусловно, в крупных городах все больше становится мотобатальонов ДПС. Безнаказанность позволяет человеку нарушать. Я надеюсь, что рано или поздно у нас все-таки случится настоящая реформа МВД, и закон станет един для всех. Посмотрите, как много дали камеры. Народ уже не лихачит без головы.
С 1 июля водителей стали предупреждать о том, что камеры установлены и они фиксируют нарушения, новая разметка появилась, новые информационные таблички. Это сдерживает человека. Он знает, что он может быть пойман. А как быть с пешеходами?
Л. Голованов: Посмотрите, как мало у нас пешеходных переходов. Например, Москва, многополосный Ленинский проспект с наземным переходом, иногда даже без светофора. Это же прямое подстрекательство к убийству. Как мы можем это допустить сейчас во второй декаде XXI столетия?
То есть наказывать пешеходов вы противник?
Л. Голованов: Я сторонник, но сначала давайте построим им нормальную инфраструктуру. Сделаем так, чтобы им не нужно было перебегать. Конечно, общая культура – это большая проблема, слава богу, некоторые компании проводят в школах разъяснительные мероприятия, слава богу, сейчас это больше и больше встречается.
А СМИ могут каким-то образом поспособствовать этой проблеме? Может, какая-то социальная реклама должна быть?
Л. Голованов: А как же! А мы сейчас с вами что делаем? В социальную рекламу я не очень верю. Самые эффективные ролики запрещают, на них начинают жаловаться.
Нужно, кстати, жестко действовать и в том, о чем вы сказали, – в реформе МВД. Уже давно отдельные профессиональные эксперты говорят о том, что ГИБДД как ведомство не должно быть в составе МВД. Оно должно быть отдельной дорожной службой, и оно должно отвечать не только за то, чтобы поймать нарушителя, но и за состояние дорог, за профилактику.
Л. Голованов: Прежде всего, они не должны на нас охотиться, они должны нам помогать. Они должны быть заинтересованы в том, чтобы содержать дороги, чтобы не было смертности и травматизма.
Чуть больше месяца назад в России появилась Партия автомобилистов. Как вы оцениваете перспективы такой партии?
Л. Голованов: Не политическое это дело управлять автомобилем. Чтобы защищать права автомобилистов не нужна политическая партия, для этого нужен Национальный автоклуб. Вот, что нам нужно, а у нас такого нет.
Вы полагаете, если у нас такой клуб появится, автомобилисты туда потянутся?
Л. Голованов: А почему нет? Конечно, если мне предложат членство, и за это, например, я буду знать, что ко мне всегда приедет "желтый ангел", если что, и поможет поменять колесо, отбуксировать и т.д.
Кстати говоря, обучение новичков этот клуб может взять под крыло.
Л. Голованов: Конечно, ведь у нас негде обучать водителей. У нас же страна – шесть месяцев в году минимум зима, скользко. У нас безумно сложные дороги в плане управления. У нас вообще нет таких полигонов в отличие от Германии и Австрии, например. Там на специальных площадках автоклубы учат людей управлять автомобилем в заносе, не бояться скольжения и т.д.
То, что у нас происходит в специальных школах контраварийного вождения за деньги?
Л. Голованов: Да, причем негде у нас этим несчастным школам заниматься.
Думаю, что у нас такие школы были бы популярны, то есть, если человек хочет научиться ездить, то ему есть, где этому научиться.
Л. Голованов: Они должны быть доступны, а навыки контраварийного вождения должны входить в обязательную программу российских автошкол.
Окончание беседы с гостем слушайте в аудиозаписи программы.