Персона грата Легко ли быть молодым?
Программу "Персона грата" ведет Виталий Ушканов.
Фото с сайта www.ruy.ru
Когда-то коммунизм называли "молодостью мира" и утверждали, что возводить его здание должна именно молодежь. Не могу сказать, что все поголовно молодые граждане были этому рады, но все же, хотя бы декларативно, цели им государство и общество обозначали. А потом, как в том анекдоте, концепция изменилась, и коммунистический проект был за ненадобностью заморожен, и молодые люди оказались предоставлены сами себе. Хотя, полагаю, наш сегодняшний гость с этим тезисом не согласится.
Председатель Российского союза молодежи Павел Красноруцкий – желанная персона в студии.
Молодые люди в нашей стране сегодня имеют какую-то четко сформулированную цель, ради чего они живут?
П. Красноруцкий: Вопрос, конечно, интересный. Наверное, у каждого молодого человека есть своя цель в голове. А вот чтобы какая-то общая стояла задача, думаю, что, к сожалению, пока такую цель очень трудно понять.
Уже скоро пройдет четверть века, как Советский Союз прекратил свое существование, и большинству уже понятно, что это был не чей-то злой умысел, а объективный исторический процесс. Но вот с комсомолом получается такая закавыка: КПСС мало кто сейчас вспоминает добрым словом, может быть, за исключением партийных функционеров, которые в те времена жили вполне себе хорошо, а вот комсомол вспоминают. Причем не только комсомольцы, но и люди, которые комсомол в глаза не видели, но слышали о нем, что тогда молодым ребятам жилось, в общем, более интересно, чем сегодня.
П. Красноруцкий: Раньше была четко сформулированная задача, была повестка, по которой молодежь двигалась. Сначала молодые люди были октябрятами, затем – пионерами, потом – комсомольцами. Далее шла партийная работа. То есть, каждому было понятно, что в этом возрасте ты должен пройти вот эту ступеньку, потом вот эту, затем эту, и дальше ты попадаешь на взрослую нормальную работу.
К сожалению, сейчас именно подобной системы нет. Не знаю, хорошо это или плохо. Тут, как у любой медали, есть две стороны. С одной стороны, это дает большие возможности молодому человеку как-то творчески развиваться и индивидуально проявляться. С другой стороны, конечно, должна быть некая школа, школа, которая была раньше. К сожалению, сейчас такой структурной организации и поддерживающей ее именно в том формате, как это было раньше, системы нет.
Вот вы сказали, что комсомол вспоминают добрым словом. А я хочу проанонсировать, что в этом году исполняется 95 лет со дня образования комсомола. По этому случаю создан оргкомитет "Комсомол-95". Комсомольцы разных лет сейчас объединяются и готовятся к празднованию этой даты, которое состоится 29 октября. Традиционно этот праздник проводится в каком-то торжественном месте. Сейчас прорабатывается вопрос с Большим Кремлевским дворцом, куда съедутся представители элиты комсомола, которые сегодня занимают высокие посты в регионах или занимаются различными сферами жизни, не только молодежной. Я надеюсь, что, может быть, празднование 95-летия комсомола позволит властям по-новому взглянуть на российскую молодежь, позволит понять, что надо как-то более системно относиться к этой категории граждан нашей страны.
Фото с сайта www.ruy.ru
Ну, обратить внимание власти, может быть, получится. Но на вашем сайте написано, что Российский союз молодежи – это всероссийская молодежная общественная неполитическая и некоммерческая организация. Вот что касается ее неполитичности, если власть обратит на вас внимание, то можно будет вспомнить только слова поэта: "минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь". Поэтому может быть, чтобы лучше не обращали внимания, а то ведь вы политизируетесь стремительно?
П. Красноруцкий: Обращать внимание можно по-разному. Можно политизировать, а можно создать условия для самореализации. Я за то, чтобы на нас обратили внимание и создали условия. Сейчас, кстати, такие тенденции проявляются. В 2013 году Российский союз молодежи стал гранд-оператором президентских средств. То большое доверие, которое было оказано нашей организации президентом РФ, позволяет сделать вывод, что шаги в этом направлении уже делаются.
Кроме того, сейчас всерьез задумались о написании и принятии закона о молодежи. Сейчас данный вопрос прорабатывается в различных комиссиях при Государственной Думе, в Министерстве образования. Недавно прошла коллегия министерства по молодежной политике. На ней вопрос о необходимости такого закона, который бы регламентировал куда двигаться молодежи, как двигаться и какие должны быть направления ее развития, был одним из ключевых.
А в стране ведь есть специальное агентство, которое занимается молодежью. Вы с ним как-то взаимодействуете?
П. Красноруцкий: Да, есть агентство. Но агентство – это агентство, и это не вся молодежь. Есть еще Министерство образования и науки, которому сейчас поручено координировать молодежную политику, вести это направление. Агентство – по сути, структурное подразделение Министерства образования и науки РФ. У Агентства есть свои задачи, а мы – представители некоммерческого сектора. То есть, мы – та некоммерческая неполитическая молодежная организация, которая не зарегулирована какими-то административными рамками. У нас есть свобода, маневр хода. И я призываю, чтобы именно такие некоммерческие, неполитические молодежные организации были более системно поддержаны. Должны быть созданы определенные условия, чтобы организации, подобные Российскому союзу молодежи, могли развиваться, могли генерировать идеи и вовлекать в свои ряды все больше молодежи, вовлекать молодежь в программную деятельность, показывать молодежи, что, отучившись в вузе с 09.00 до 18.00, у них жизнь на этом не заканчивается, что есть еще и общественная составляющая, общественная деятельность, принимая участие в которой молодой человек просто социализируется.
Досье:
КРАСНОРУЦКИЙ Павел Павлович – председатель Российского союза молодежи.
Родился 2 октября 1979 года в подмосковном поселке Томилино.
Окончил Московский энергофизический лицей при МЭИ и Московский энергетический институт по специальности "менеджмент организации в теплоэнергетике".
В студенческие годы активно занимался профсоюзной деятельностью.
Работал по специальности, был помощником главы администрации Люберецкого района.
Избирался заместителем председателя Люберецкой районной организации, первым секретарем Московской областной организации, членом ЦК Российского союза молодежи.
В 2009 году получил диплом Российской академии государственной службы при президенте РФ в области государственного и муниципального управления.
В марте 2012 года возглавил Всероссийскую молодежную общественную неполитическую и некоммерческую организацию "Российский союз молодежи".
Входит в комиссию по вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Совета при президенте России по межнациональным отношениям. Член Совета Министерства образования и науки России по делам молодежи.
Женат. Есть сын.
Павел Красноруцкий увлекается футболом, любит путешествовать.
Чем конкретно занимается Российский союз молодежи? Каковы главные направления его работы?
П. Красноруцкий: Основная задача Российского союза молодежи – помочь молодому человеку самореализоваться, найти свое место в обществе. Как это происходит? Посредством проектно-программной деятельности. То есть, у нас не стоит задача всех загнать в наши ряды. У нас существует около 20 общероссийских программ и около 200 межрегиональных и региональных проектов и программ. Всего около 4 млн молодых людей принимают участие в нашей проектно-программной деятельности.
Это не члены или, точнее, не только члены вашего союза?
П. Красноруцкий: Это не только члены РСМ, потому что официальное количество членов Российского союза молодежи, которые имеют значок, членский билет, знают гимн, принимают устав и те цели, которые декларирует РСМ, составляет около 140 тысяч человек. Остальные – это участники проектов и программ. У нас не стоит задача всех поголовно принять в ряды Российского союза молодежи. Человек должен сам к этому прийти и сам пожелать. У нас действует заявительная система. То есть, надо написать заявление, после этого будет рассматриваться: достоин заявитель или не достоин, провел или поучаствовал ли он в каких-то проектах или программах РСМ, и только после этого происходит торжественная процедура принятия в члены РСМ.
Если продолжать параллели с ВЛКСМ, тогда без комсомольского опыта невозможно было продвинуться по партийной линии, в партию не принимали, а в партию тогда стремились практически все, кто хотел так или иначе подняться по карьерной или социальной лестнице. Членство в Российском союзе молодежи ведь ничего не дает в плане карьерных перспектив?
П. Красноруцкий: Как сказать. С одной стороны, да. Конечно, мы не можем гарантировать каждому члену РСМ то, что он после того, как 2-3 года поработает в рядах РСМ, будет трудоустроен на какой-то интересной должности. Но мы даем те навыки и компетенции, которые не преподают в вузе, не дают в семье и на улицах их тоже не получишь. То есть, мы даем возможность научиться командной работе, возможность научиться проектно-программной деятельности, поучаствовать в ней. На обладателя этими навыками, конечно, работодатель на собеседовании, во время просмотра анкеты смотрит уже по-другому. Как показывает практика, у ребят, которые прошли через проектно-программную деятельность, через программы РСМ, которые были сначала активистами, потом руководителями направлений или заместителями, гораздо более высокий процент прохождения на нужную, интересную работу.
Скажу, что у нас столько заявок от работодателей, которые бы хотели взять ребят из Российского союза молодежи на работу, что всех их выполнить просто нет возможности. Если весь руководящий состав РСМ отдать сейчас на работу в коммерческие структуры или органы госвласти, просто некому будет работать. И мы, как и всякая другая организация, очень ценим свои кадры.
Окончание беседы с гостем слушайте в аудиозаписи программы.