Картинка

Персона грата "Персона грата": Александр Дегтярев

19 марта 2013, 13:53

Программу "Персона грата" ведет Виталий Ушканов.

В феврале на заседании Совета по межнациональным отношениям президент страны призвал внимательно посмотреть на учебники истории и избавить их от двусмысленности и двойных толкований.

Фото с сайта www.vesti.ru

Общество восприняло этот призыв по-разному. Одни обрадовались, что, наконец, прекратится разноголосица в оценках истории родной страны. Другие встревожились, опасаясь, вероятно, как модно нынче говорить, ремейка Краткого курса истории ВКП (б), который был утвержден на самом высоком властном уровне, и любые отклонения от него карались жестко и без всяких сантиментов.

Председатель Комитета Госдумы по образованию Александр Николаевич Дегтярев – желанная персона в студии.


Должно ли изложение истории родной страны быть четко структурированным и не допускающим никаких разночтений, толкований и двусмысленностей?

А. Дегтярев: Должен сказать, что оно должно быть правдивым. Это первое требование. А то, что оно должно быть структурированным, само собой разумеется, как всякое научное знание, как всякое знание вообще, будь то химия, ботаника, история или любой другой предмет.

Ну а заданный вопрос имеет более основательные корни. Идея, которая была высказана президентом страны, как известно, была поддержана значительной частью педагогического сообщества, учеными, историками.

Мы как законодатели смотрим на это положительно. И вот почему. Сегодня как российское общество в целом, так и система образования, в частности, столкнулись с очень серьезными вызовами как внешними, так и внутренними.

Внешние вызовы имеют прямое отношение к предмету сегодняшнего разговора, то есть к истории нашего Отечества. К ним относится в первую очередь, и это сейчас мы видим на международной арене, обострение отношений с Россией у тех государств, которые не хотели бы реализации на практике той глобальной концепции, которая заложена в парадигме всего развития нашего государства, то есть, повышения конкурентоспособности и усиления позиций России в геополитике. Это внешние вызовы. И в этом случае все средства хороши. В свое время Геббельс писал, что самая невероятная неправда ляжет и будет воспринята. Поэтому они и стремятся сегодня воздействовать на жителей России в плане искажения исторических событий мирового масштаба.

К внутренним вызовам относятся три как минимум вызова.

Первый. В условиях демократических преобразований последних двух десятилетий в России возникла ситуация, когда ложно воспринятый посыл к плюрализму сегодня выплеснул на прилавки книжных магазинов, в учебные аудитории десятки сомнительного уровня и характера наименований изданной литературы, в том числе и по истории.

Второй. Одним из внутренних вызовов является то, что в молодежной среде, безусловно, существует пофигизм, то есть безразличное отношение к истории своего Отечества. У них интерес к ней замещается другими интересами. Налицо признаки общества потребления, которое мало интересуется духовными ценностями.

И, наконец, последний вызов. Абсолютно неудовлетворительна подготовка российских педагогов, потому что шаблоны XX века сегодня не применимы, нужны принципиально новые подходы. Поэтому проект, связанный с созданием учебника истории, конечно, не одного, а линейки учебников, которые были бы основаны на единой концепции для детей разного возрастов и студентов, конечно, обществу очень необходим.

Считаю, что должны быть такие учебники для обучающихся, то есть школьников и студентов, и учебник для педагогов. Это два разных вида учебников. Ну и третий – это учебник истории как научное исследование. Он, конечно, должен носить более глубокий характер.

Ученые считают, что нужно различать историю как науку и историю как учебную дисциплину. В науке споры допустимы, даже необходимы, а ученикам нужно дать некие базовые моменты, а потом уже от самого человека зависит, как он будет развиваться.

А. Дегтярев: В первую очередь, это зависит от самого педагога. Ведь есть учитель и учитель. Вспоминаю своего отца, учителя истории сельской школы, правда, с университетским образованием. Это были 60-е годы. У него на столе всегда была пятитомная, очень толстая "История дипломатии СССР" под редакцией Андрей Андреевича Громыко. Я тогда не понимал и не мог оценить глубину этих вещей. Но когда я писал докторскую диссертацию, практически через 40 лет после тех времен, я пользовался этим же многотомным изданием для написания разделов, касающихся истории экономики.

Разный подход педагога к преподаванию своей дисциплины абсолютно точно определяет то, с чем ученики выйдут из аудитории. Могут быть и 40 учебников, как это есть сегодня. Но, если в них одни и те же события излагаются не просто с разных позиций, а с искажениями, конечно, это не помогает педагогу в его работе.

Самое главное, чтобы учебники концептуально были верными. В чем заключаются сегодня в стране разногласия по истории по-крупному?

Таких реперных точки в истории Российского государства три.

Первая – это его образование. Существуют западный и восточный подходы по данному вопросу.

Вторая – это история второй мировой войны.

И третья – современная, новейшая история, то есть события последних двух десятилетий. Различные взгляды на эти события разделяют общество.

Правда об этих исторических моментах, как, впрочем, и обо всей истории Российского государства – о сталинизме, революции, гражданской войне и противостоянии красной и белой сторон, должна быть написана без искажений, как оно было на самом деле.

Расставлять акценты – это удел ученых, это предмет научной дискуссии. Хотя если дискуссия возникает в школьной аудитории, ее нельзя и не нужно пресекать. Она имеет право быть, потому что дети тоже развиваются, они способны на такую дискуссию. Педагогу важно корректно эти вещи направлять. Это не означает, что всех нужно строить и говорить, что только так нужно трактовать историю. Очень важно, чтобы она на самом деле не искажалась.

Досье:

ДЕГТЯРіВ Александр Николаевич – председатель Комитета Государственной Думы России по образованию.

Родился 8 апреля 1952 года в Башкирии.

Окончив с золотой медалью гимназию в Уфе, поступил на факультет авиационных двигателей Уфимского авиационного института.

Избирался секретарем комитета ВЛКСМ и секретарем парткома института. Занимался преподавательской деятельностью.

Работал заведующим отделом науки и образования Башкирского обкома КПСС. Был ректором Уфимской государственной академии экономики и сервиса, заведующим кафедрой "Экономическая теория и мировая экономика".

Избирался депутатом Государственного собрания Курултая Республики Башкортостан. Входил в президиум политсовета республиканского отделения партии "Единая Россия".

С 2011 года – депутат Государственной Думы, член фракции "Единая Россия", возглавляет Комитет по образованию.

Кандидат технических наук. Доктор экономических наук. Профессор. Автор более 130 научных трудов, в том числе 15 монографий и 13 учебных пособий. Академик Российской академии естественных наук. Действительный член Петровской академии наук и искусств. Член-корреспондент Академии наук Республики Башкортостан. Заслуженный деятель науки. Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Женат. Отец четверых детей. Александр Дегтярев любит рыбачить, собирать грибы и увлекается фотографией, предпочитая портретные съемки.


Окончание беседы с гостем слушайте в аудиозаписи программы.
 

Персона грата. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация