Персона грата "Персона грата": Валерий Фадеев
Программу "Персона грата" ведет Виталий Ушканов.
Слово "либерал" на российской политической сцене давно обрело отрицательный оттенок. Противники либерализма умело и привычно используют это слово исключительно в негативном контексте, пытаясь убедить граждан, что все наши беды и невзгоды именно от них, от либералов, которые являются упертыми врагами, если не всего рода человеческого, то уж родной России наверняка.
На этом фоне недавний Манифест российского политического либерализма выглядит, я бы сказал, весьма мужественным шагом. Особенно, если учесть, что с этим манифестом не согласятся и многие из тех, кого принято считать либералами.
Одним из авторов манифеста был главный редактор журнала "Эксперт" Валерий Фадеев, который желанная персона в студии.
Вы согласны, что это мужественный шаг?
В. Фадеев: Нет, не согласен.
Почему?
В. Фадеев: Помилуйте, у нас тут тяжелые времена что ли? За политический манифест посадить что ли могут? Слава богу, времена не такие, и надеюсь, что они никогда больше не вернутся. И уже в этом отношении наша страна, конечно, может считаться либеральной. Здесь очень важно…
Договориться о терминах, да?
В. Фадеев: Я согласен с тем, что это может вызвать шквал критики, но уж насчет мужества вы преувеличиваете.
Плевки, конечно, несутся с обеих сторон. И со стороны тех, кто пострадал или думает, что пострадал в результате того, что произошло с нашей страной в 90-е годы, в первую очередь.
И со стороны тех, кто считает себя штатным либералом и очень обижается, когда на их поле заходят какие-то другие люди. Тем более, из "Единой России", которая, как известно, состоит сплошь "из жуликов и воров", то что ж с ними разговаривать. Уж тем более эти штатные либералы плюются, как только могут.
На самом деле понятие либерализм очень искажено у нас. Оно искажено дважды. Оно искажено в 90-е годы, когда под флагом либерализма проводились предельно жесткие экономические реформы. Их с натяжкой можно назвать "неолиберальными", имея в виду Маргарет Тэтчер. Но, пожалуй, это были еще более жесткие реформы. Есть очень хорошая байка, исторический анекдот. Не знаю, правда это или нет, но, когда Милтон Фридман, а как известно, это тот человек, на которого любили ссылаться наши реформаторы, знаменитый монетарист, узнал, старенький уже был, как проводились реформы в России, он сказал, что, наверное, российские реформаторы очень хорошо кушали в детстве. Не знают они, что такое беда.
И сейчас происходит еще одно искажение. В каком смысле? Сейчас, скажем, в повестке дня – проблема геев. То ли пропаганды, то ли запретов, не поймешь что. И все, как заведенные, обсуждают эту проблему. И повестка дня чрезвычайно сужена нашими сегодняшними так называемыми "либералами". Она сужена до тех вопросов, которые интересны относительно небольшой московской тусовке.
В то же время есть настоящие масштабные вопросы, затрагивающие жизнь абсолютного большинства людей, которые могут быть решены либеральными методами. Не либеральной болтовней, а либеральными методами. Собственно, в этом отношении мы и пытались высказать свою позицию. Наша позиция и те идеи, которые предлагаются, должны работать в интересах всего российского общества.
Давайте немножко в 90-е годы вернемся. Вы вспомнили, как их сейчас называют, "лихие" 90-е. Вот – Егор Тимурович Гайдар, царствие ему небесное, вот – Анатолий Борисович Чубайс. Они либералы?
В. Фадеев: Ну, в некотором смысле да, конечно. Скажем, Чубайс. Его главное деяние – это приватизация. Конечно, без частной собственности нормальная экономика невозможна.
Мы жили в плановой системе. Какое-то время она существовала. Она обеспечивала, между прочим, очень быструю индустриализацию, что позволило, в конечном счете, выиграть Великую Отечественную войну, но она не смогла обеспечить достойный уровень жизни большинства людей. Она грохнулась, эта наша плановая экономика.
Конечно, экономика должна быть преимущественно рыночной и основанной на частной собственности. Это так. И в этом смысле Чубайс, конечно, либерал.
Но то, что происходило в 90-х годах с экономикой… Вспомните, скажем, символ советской экономики завод "Ростсельмаш". Я хорошо помню начало 90-х годов. Он тогда производил комбайны "Дон". И было сказано, что комбайны "Дон" ужасны, "Ростсельмаш" должен быть разрушен во что бы то ни стало.
Я считаю это ошибкой. Надо было стараться действовать все-таки как-то более, ну что ли, шаги должны были быть более мягкими.
Более тонко.
В. Фадеев: Более тонко. Возможно, не будем осуждать, они не смогли этого сделать, ибо это было невозможно. Сейчас "Ростсельмаш" работает, между прочим. Он восстановлен.
Экономикой востребован?
В. Фадеев: Только не "Дон". Российским частным бизнесом он восстановлен, но производит, собирает "Ростсельмаш" западные комбайны, которые, конечно, продаются на внутреннем рынке. Таким образом, он все-таки есть. Частная инициатива российских предпринимателей оказалась все-таки сильной, они спасли эту компанию. Там работают тысячи людей.
В массовом представлении либерал – это тот, кто вообще считает, что своих заводов, своей промышленности быть не должно, можно без них обойтись.
В. Фадеев: Абсолютно верно. Мы наблюдали это в разгар в кризиса, в конце 2008 года. Основная идея так называемой "либеральной позиции", я видел просто записки, подаваемые в правительство, была такая: кризис нужен для того, чтобы разрушить все неэффективные предприятия. Тогда одним из символов неэффективных предприятий был, например, "АвтоВАЗ" в городе Тольятти с населением 700 тысяч человек. А что дальше делать, если "АвтоВАЗ" закрыть? Вот эти 700 тысяч человек куда денутся? Это не либерализм, это такой социал-дарвинизм. Кто может выжить, тот выживет, а кто нет, тот до свидания.
Да никакого отношения к либерализму в современном его понимании это не имеет. Основная идея либерализма – это дать каждому человеку возможность свободно развивать, свободно реализовать свои способности в бизнесе, в науке, в культуре, независимо от того, где он живет. Создать атмосферу свободного развития – это и есть сегодняшний либерализм. Он не отрицает и социальные аспекты, не отрицает помощь государства, не отрицает определенную степень участия государства в экономических процессах, вовсе нет.
Что происходит, например, в образовании? Я с товарищами очень серьезно критикую реформу образования. Нам говорят: нужны такие образовательные институты, школы, университеты, которые бы учили своих выпускников определенным компетенциям. Хорошее слово "компетенция". То есть, каким-то навыкам.
Красивое.
В. Фадеев: Что они должны уметь. А как же образование в широком смысле слова? А как же просвещение? А как же воспитание свободного человека, который осознанно, много чего зная и понимая, может сделать свой выбор? Этот свободный выбор и есть главное. А если загонять людей опять в какие-то узкие рамки, на какие-то небольшие пятачки, то это не либерально, а крайне либерально.
Что мы видим сейчас в Москве, это отражение, я бы сказал, сектантского подхода. Мы правы, говорит определенный круг, в первую очередь, московской интеллигенции, а все остальные не правы. Ну, это, по крайней мере, недемократично. Ну и, во-вторых, это очень мешает развитию. И одна из задач нашего манифеста – сломать сектантское понимание либерализма.
Досье:
ФАДЕЕВ Валерий Александрович – главный редактор журнала "Эксперт".
Родился 10 октября 1960 года в Ташкенте. Окончил в 1983 году факультет "управления и прикладной математики" МФТИ. Работал в ЦКБ "Алмаз". Служил в армии.
Работал в различных институтах, был заместителем директора Экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей.
В 1992 года стал экспертом и научным редактором еженедельного журнала "КоммерсантЪ-Weekly" издательского дома "КоммерсантЪ". Работал в журнале "Эксперт", был первым заместителем главного редактора газеты "Известия".
С 1998 года – главный редактор еженедельного аналитического журнала "Эксперт". Генеральный директор медиахолдинга "Эксперт". Директор Института общественного проектирования. Председатель комиссии Общественной палаты России по экономическому развитию. Президент Медиасоюза.
Женат. Отец троих детей. Главным своим увлечением Валерий Фадеев называет занятия фотографией.
Окончание беседы с гостем слушайте в аудиозаписи программы.