Персона грата "Персона грата": Владимир Лавров
Январь в отечественной истории отмечен важным событием, которое, по оценкам специалистов, до сих пор оказывает влияние на политическую жизнь и атмосферу большой страны: 95 лет назад вооруженный караул Таврического дворца прервал работу Всероссийского учредительного собрания. Приказ караулу отдавал В.И.Ленин. И большевики узурпировали власть и подмяли страну под себя.
Доктор исторических наук Владимир Лавров – желанная персона в студии "Радио России".
- Идею этого учредительного собрания российское общество разделяло и поддерживало. Почему же большевикам так легко удалось подмять под себя страну?
Владимир Лавров: Ведь и большевики, и Ленин использовали лозунг учредительного собрания. Этот лозунг разделялся образованными людьми, интеллигенцией, оппозицией, революционерами с конца XIX века. Им буквально бредили.
И когда произошла Февральская революция, когда был свергнут император – важнейшей задачей временного правительства было решено считать созыв Учредительного собрания, которое все решит – как жить, какая форма управления, государственного устройства.
Однако Учредительное собрание неоднократно откладывалось. Сначала оно было назначено временным правительством на сентябрь, потом на ноябрь. Затем неопределенно когда. Почему?
Кстати, это в школах и вузах не проходят, а почему? Подразумевается, что это ошибка временного правительства. А почему эту ошибку совершили члены временного правительства? Ведь это были неглупые люди! Во всяком случае, образованные. И интересно сказать об их мотивации. Почему они откладывали? Мечтали – и вдруг откладывали.
Дело в том, что шла война. Армия – да и сама страна – крестьянская. 80% народонаселения были крестьяне. И если созывать Учредительное собрание, то оно должно выполнить важнейшие чаяния крестьянства – то есть дать им бесплатно всю землю. Это пришлось бы сделать, тем более, что, судя по всему, победить должна была партия социалистов революционеров – эсеров, которую крестьяне считали своей.
Они были как бы обречены на победу. А можно ли дать землю во время войны? Ведь те же эсеры начинали думать: если дать землю во время войны, то крестьянская армия бросится из окопов домой делить землю. А кто же будет защищать страну? Вот как стоял вопрос.
Даже еще до октябрьского большевистского переворота, когда временное правительство поставило вопрос о запрете земельных сделок - как шаг к передаче земли, уже убежало один миллион крестьян. Еще до прихода к власти Ленина!
А когда к власти пришел Ленин и издал свой знаменитый декрет о земле, который передавал землю крестьянам, то побежала, собственно, вся армия – эти шесть миллионов целыми эшелонами с фронта спешили домой, чтобы, не дай бог, сосед, который там остался по возрасту или по болезни не отхватил бы себе лучший кусок. Вот это была причина.
Можно сказать, что они ошибались. Что надо было рисковать. Потому что получилось еще хуже. Но во всяком случае мотивация была такая. Члены временного правительства вообще боялись производить крупные реформы во время войны: не то время; вот выиграем – сделаем. Но во время революции надо народные требования выполнять. И если их откладывать и откладывать, то когда-то те же самые рабочие и солдаты – то есть крестьяне в солдатских шинелях – они теряют терпение. Но выборы все-таки состоялись в ноябре 1917 года, уже после прихода к власти большевиков во главе с Ленином. Причем это были демократические свободные выборы. Большевики еще не укрепились так, чтобы их подтасовать. Потом Сталин скажет, что неважно как голосуют, важно – кто считает. Но тогда считали люди, которые честно все организовывали…
Полностью интервью слушайте в аудиофайле.