Персона грата "Персона грата": Сергей Зуев
Ведущий - Виталий Ушканов.
Американский юрист и политик Бойс Пенроуз был остер на язык и давным-давно выдал замечательный афоризм, который звучит свежо и актуально в современной России. Казенную службу Пенроуз назвал "последним прибежищем разгильдяя". В точности этой фразы мы убеждаемся постоянно, общаясь с нашими чиновниками, видя их формальное, равнодушное, порой, презрительное к нам отношение. Можно ли с этим эффективно бороться?
Гость программы - декан факультета государственного управления Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ – Сергей Зуев.
- Вы согласны с таким тезисом, который я сейчас озвучил? Казенная служба – это "последнее прибежище разгильдяя"? Или будете спорить?
ЗУЕВ: Этот афоризм точен. Когда я думаю о государственной службе, то мне более всего на ум приходит довольно давнее изречение: "Господи, дай мне силы исправить то, что я могу исправить. Дай мне терпение пережить то, что я исправить не могу. Господи, дай мне разум и мудрость отделить первое от второго". Когда мы говорим о государственной службе и управлении – здесь это очень применимо. На государственной службе нужно отличать первое от второго, так как приходиться иметь дело с гораздо более длинными историческими периодами и системными эффектами. В бизнесе, например, другая ситуация. У хорошего предпринимателя не бывает такого слова "не могу".
- Предприниматель, делая что-то или не делая, рискует своей прибылью и своим бизнесом. Что может ограничивать или подталкивать к каким-то действиям государственных служащих?
ЗУЕВ: Прежде всего, традиция, конечно. В этом смысле мы на факультете государственного управления, который я возглавляю, считаем, что базовой компетенцией современного управленца в сфере государственного управления, является чувство контекста. Управленцу не хватает гуманитарного образования, знания и понимания истории, понимания опыта, как не наступить на грабли в 27-й раз, как до этого уже много раз делали или пытались сделать. Взять, например, ту же борьбу с пьянством.
Риски управленцев связаны с более длинными историческими фазами. К сожалению, все это нарушается такими элективными циклами, потому что в сфере государственного управления много действий начинает предприниматься в связи с тем, что наступает электоральный период. А здесь мы имеем дело с 10-15-летними лагами времени, это очень важно понимать. Предприниматель работает в более коротком периоде, его риски исчисляются годом, двумя-тремя. В этом смысле стратегия государственного управления несколько иная, чем стратегия управления бизнесом.
- Для рядового гражданина, который сталкивается с равнодушием, формализмом и волокитой чиновников, думаю, слабым утешением будут слова о временных лагах. Человек здесь и сейчас хочет быть счастливым. Он хочет, чтобы, приходя к чиновнику, тот оказывал ему те услуги, которые должен оказать. Что с этим-то делать?
ЗУЕВ: Это хороший практический вопрос, с которым, конечно, надо разбираться. Но это уже довольно далеко от той сути, с которой мы начали. Понимаете, у нас в стране сложились свои культурные традиции. В России государство и человек – величины несоизмеримые. В этом смысле можно, конечно, наказывать чиновников рублем, и, наверное, это шаг в правильном направлении, но длина этого шага измеряется долями процента на том пути, который еще надо пройти. В этом смысле с традицией несоразмерности человека и государства надо что-то делать. Есть еще один момент, который я хотел бы отметить. У нашего государства очень много функций. И сколько бы чиновников у нас не появилось, все эти функции исполнить невозможно. Соответственно, возникает ситуация, которая называется равнодушием к запросам и обращениям. Мне кажется, что исключительно штрафными санкциями такую ситуацию не исправишь...
Полностью интервью слушайте в аудиофайле.