Персона грата "Персона грата": Светлана Орлова
Ведущий - Виталий Ушканов.
Любителей гламурного чтива и остросюжетной литературы я приглашаю посетить интернет-сайт государственных закупок. Там предостаточно и гламура, и закрученных интриг. Там, например, можно прочитать о соболиных шапках для областной администрации, о новороченных автомобилях с отделкой салона деревом ценной породы сикомор, и даже об отдельно стоящей мраморной ванне с декоративной панелью за 336 тысяч с лишним рублей. Интрига в том, что вся эта роскошь за казенный счет приобретается для государевых слуг, то есть для чиновников. Дай бог им здоровья и красивой жизни.
Гость программы - заместитель председателя Совета Федерации Светлана Орлова.
- Я расплескал немного иронии со скепсисом, а сам сижу и думаю: если бы у меня была возможность за казенные деньги приобрести что-то, даже не для себя, а для конторы, которую я возглавляю, смог бы я удержаться от подобного соблазна? У меня такой уверенности нет…
ОРЛОВА: Вы абсолютно правильно отметили соболиные шапки – так как многие думают, а почему бы на халяву их не заказать? Где при этом Законодательное Собрание или районный Совет депутатов? Они должны были вызвать и спросить, на каком основании все это покупается. Понимаете, в чем проблема - мы 8 раз правили 94-й ФЗ о госзакупках. Вспомните, первый был – просто "рога и копыта", сели и поставили в интернете маленькую цену. Это было 6 лет назад. Люди соглашались идти в компаньоны тех, кто выиграл по минимальной цене. Мы сделали переквалификацию, сделали финансовую историю. Если, например, после работы некоторых фирм по укладке асфальта, на федеральных трассах в течение года идет ремонт – такие фирмы больше не имеют права участвовать на рынке. Но, все равно, все мы понимаем, что закон требует серьезных доработок.
Первая позиция, которую мы поправили, касается закупок медицинского оборудования. Все же побежали покупать импортное оборудование, хотя у нас на совещании Совета Федерации была компания, которая делает наши томографы, не хуже, чем импортные. Многие наши регионы делают хорошие томографы. Но их не закупают.
- Может быть, они дороже?
ОРЛОВА: Нет, не дороже. Я объясню, почему не закупают. Это не интересно чиновникам. Потому что обычно – закупили и получили откат на 30%. Это проверило контрольное управление президента РФ. Об этом надо говорить! А имена, фамилии и отчества конкретных людей надо обнародовать. Проблема заключается еще и в том, что аппараты надо обслуживать. Мы приводили пример, когда один из томографов в течение полутора лет просто лежал без работы. Для чего он тогда был закуплен? Он же должен помощь людям оказывать! Уже кто-то бы не умер, уже кому-то вовремя сделали операцию... К томографу нужны соответствующие зачасти. Да еще оказывается, что не весь персонал умеет им пользоваться. Сейчас есть фиксированная цена, по которой сразу видно, какая цена этого томографа являлась первоначальной у производителя. Сейчас мы поправляем закон.
Что касается разговора о том, чтобы не облагались налогом НИОКРы (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – прмч. ред.), то дело доходило просто до парадокса! Прибыль на субсидию, которую мы отправляем, облагается налогом на прибыль. Это, конечно, очень важный элемент, сейчас идет его обсуждение.
Надо сказать, что недобросовестные заказчики уже наказаны, теперь они на рынке больше не участвуют. Серьезную работу в этом направлении провела ФАС. До 3 тысяч представителей малого и среднего бизнеса, у нас есть такое письмо, считают, что надо продолжать развитие 94-го ФЗ. Но есть два мнения. Первое мнение – сделать закон на основании контрактной системы, содержащей конкурентные переговоры. Предлагается некоторая такая коррупционная вещь, как кажется, потому что мы еще не такая страна, где четко исполняются законы. Мы не знаем, как будут вестись эти конкурентные переговоры. Может потом так оказаться, что за государственные деньги многие люди просто будут наживаться...
Полностью интервью слушайте в аудиофайле.