Персона грата "Персона грата": Григорий Сергиенко
Ведущий - Виталий Ушканов.
Предлагаю вам, радиослушатели, решить маленькую задачку, которая позволит определить уровень вашей экономической компетентности. Найдите, пожалуйста, ошибку во фразе: "Бензин в России может подорожать". Для того, чтобы ответить правильно, не нужно быть экономистом, в этой фразе слово "может" точно является избыточным, потому как мы уверенно можем утверждать, что бензин в родной стране подорожает обязательно, несмотря на усилия антимонопольной службы, окрики из Белого дома, независимо от ситуации на мировом рынке нефти.
Гость программы – исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.
- Почему так получается? Понятно, что дело не только в аппетитах нефтяных компаний, которым такой тренд по душе. Есть, наверное, объяснение и в их желании заработать?
СЕРГИЕНКО: Нефтяные компании не действуют сами по себе, а только в тех организационно-правовых условиях, которые им создает государство. Поскольку у нас налоговая нагрузка является достаточно серьезным бременем для этого бизнеса, то нефтяники вынуждены соблюдать правила игры, которые им создает государство. Налоги с нефтяного бизнеса - один из основных источников наполнения бюджета.
- Правительственная политика налоговых льгот для нефтяников, казалось бы, должна была каким-то образом улучшить ситуацию, но получилось, что, в итоге, перерабатывать нефть в России стало убыточно и бессмысленно…
СЕРГИЕНКО: Это, если брать в целом. Найти решение множества проблем, которые стоят перед нефтью - очень серьезная и сложная задача. Нужно учесть много нюансов. Чтобы в одних направлениях создать преференции, но не потерять доходы. В то же время надо следить за тем, чтобы серьезно не вывести из равновесия общественное мнение. Поэтому правительство ищет пути, как найти оптимум для развития нефтепереработки и для создания условий добычи. Сейчас все больше мы движемся на север страны, потому что те источники добычи, которые были раньше, истощаются.
При этом надо не допустить инфляции, учесть то, что инфраструктура, которая вышла из плановой экономики, фактически не изменена. Ее только организационно передали в собственность нефтяникам, которые образовали рынок. Еще есть отсутствие конкуренции. Все мною перечисленное накладывает отпечаток на все, что происходит в нефтяной отрасли, в том числе, и в ценах.
- Я нашел такую цифру: в советское время инвестиции в разработку месторождений в 20 раз превышали инвестиции в переработку. В наше время это соотношение как-то изменилось?
СЕРГИЕНКО: Нефтяная отрасль вынуждена менять политику в этой области. Это вызвано изменением структуры потребления моторного топлива. В советское время нефтепереработка была планово предназначена для следующих целей: низкопробный бензин для отечественных автомобилей, дизель такого же качества плюс большое количество мазута, которое планировалось перерабатывать на ТЭЦ для получения электричества и тепла. Все это было запланировано, размещение заводов было соответствующее, исходя из решения этих задач.
Когда мы перешли в новые экономические условия, у нас появились на рынке зарубежные автомобили, которым нужен бензин другого качества, что поставило новые задачи по модернизации отрасли. Изменение структуры автотранспорта пока идет медленно, но все равно идет, нефтяники к этому приспосабливаются, хотя правительство заинтересовано в том, чтобы идентифицировать этот процесс. Иногда идет забегание вперед, иногда отставание, но процесс идет.
- Модернизация отрасли каким-то образом движется?
СЕРГИЕНКО: Да, движется, мы уже перешли с первого января на бензин класса "3". Это аналог "Евро-3", со следующего года должны перейти на "Евро-4", потом с 2014 года – на "Евро-5". Это достаточно интенсивный переход. Если в Европе это был достаточно большой период, то мы гоним лошадей в этом направлении достаточно стремительно.
- Цены на бензин будут расти в соответствии с теми цифрами, которые показывает класс бензина?
СЕРГИЕНКО: С этого года введен новый порядок взимания акцизов, это тоже своего рода метод стимулирования нефтяников для производства бензина более высокого экологического класса. Пирамида взимания акцизов перевернулась. На низкокачественный бензин - более высокий акциз, на бензин более высокого класса – пониже. Это делается с целью стимулировать нефтяников для производства бензина высокого качества. Но получились определенные перекосы. Согласно техническому регламенту, который у нас действует с сентября 2008 года, 80-й бензин уже должен уйти из оборота. Но надо понимать, что большое количество сельскохозяйственной, военной и строительной техники потребляют пока еще именно этот вид бензина. Появилась дилемма – что делать...
Полностью интервью слушайте в аудиофайле.