Персона грата "Персона грата": Зельфира Трегулова
Ведущий - Виталий Ушканов.
Имя придворного ювелира и продолжателя династии мастеров Карла Фаберже, конечно же, хорошо известно широкой российской публике, однако надо признать, что это знание, по преимуществу, абстрактное. Имя Фаберже, в основном, ассоциируется с несметными деньгами и роскошью. В прессе обсуждают не столько их художественную ценность, сколько сумму, которую один российский олигарх потратил на приобретение крупнейшей частной коллекции произведений ювелира. Поговорим сегодня о творчестве Фаберже.
Гость программы – заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля, искусствовед Зельфира Трегулова.
- Если человек не ленив и любопытен, у него воочию появится шанс увидеть шедевры Фаберже. Скажите, когда планируется открытие выставки в Успенской звоннице Московского Кремля, как она будет называться?
ТРЕГУЛОВА: Выставка будет открыта для публики с 8-го апреля по 24 июля. Это очень долгий срок - все, кому она интересна, смогут ее посмотреть, и, может быть, не раз. Она стоит того, потому что в ее составе около 400 экспонатов. Это, пожалуй, самая большая выставка Фаберже, которую мы показываем. Называется она "Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России". Мы показываем вещи Фаберже, причем половина выставки – это вещи, сделанные мастерами, работающими на Фаберже, а также работы его предшественников и современников. В том числе будут представлены работы компании "Картье", выполненные с использованием поделочных камней (яшмы, нефрита, лазурита) или полудрагоценных камней (аметистов, топазов, аквамаринов). Мы показываем, как искусство Фаберже в качестве наиболее известной страницы русского ювелирного искусства конца XIX начала XX века, опиралось на старые русские традиции, на традиции работ уральских камнерезов, на традиции работ императорских гранильных фабрик, созданных при Елизавете и Екатерине II. При этом, конечно, задача выставки - показать уникальную возможность этих камней, как по-разному, а иногда и похоже использовали возможности этих камней разные мастера разных времен.
- К этим отличиям мы еще вернемся. Я бы хотел Вас попросить рассказать, что за человек такой был Карл Фаберже? У нас много слушателей по всей стране, не у всех есть возможность даже в Интернете найти информацию о нашем легендарном соотечественнике… Откуда на российской земле появилась эта династия?
ТРЕГУЛОВА: Понятно, что Фаберже это – нерусская фамилия. Они были французского происхождения, но очень долгое время жили и работали в России. Интересно даже то, что одного из сыновей Карла Фаберже, того самого, который в 1925 году принес своему другу академику Ферсману то, что оставалось в мастерской Фаберже, и передал в дар перед тем, как уехать за рубеж - звали Агафон. Самое, что называется, русское простонародное имя. При этом надо сказать, что у Фаберже работали мастера разных национальностей. Работали русские, немцы, финны. Очень много работали на Фаберже уральские мастера. Это, как раз, в первую очередь, были те мастера, которые занимались резьбой по камню. Фаберже на ранних этапах своего творчества не так часто обращался к поделочным и полудрагоценным камням, все-таки основным материалом были драгоценные металлы и драгоценные камни. Постепенно он все больше увлекался возможностями поделочных и полудрагоценных камней и в какой-то момент понял, что эти камни могут стать основным материалом, из которого можно делать произведения ювелирного искусства. Очень часто эти вещи, основные части сосудов, ваз, чаш, шкатулок или коробочек украшали чудные анималистические фигурки, которые заказывались уральским мастерам.
Санкт-Петербург, 1891 г.
Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин. Подарено императором Александром III императрице Марии Федоровне на Пасху 1891 г.
Музеи Московского Кремля (фото - www.kreml.ru)
Все это получило очень широкое распространение и стало невероятно популярным на рубеже веков. Фаберже даже создал у себя специальную камнерезную мастерскую, где работали, в первую очередь, выходцы с Урала. Почему мы делаем такой упор на Урале, потому что, если говорить о хронологических рамках этого проекта, то он охватывает период от времен Елизаветы и Екатерины II до 70-х годов прошедшего столетия. В эпоху Елизаветы и Екатерины создавались первые русские гранильные фабрики, которые в основном работали на царский двор, это Петергофская гранильная фабрика и две гранильные фабрики на Урале – Екатеринбургская и Колыванская. Все, кто был в петербургском Эрмитаже, знают знаменитую Колыванскую вазу, эту невероятную вазу длиной 5 метров. Понятно, что в силу того, что наш выставочный зал - это два пространства по 200 кв. метров, что, наверное, меньше, чем у любого регионального музея в России, подобного рода памятников мы не показываем, но показываем очень редкие и ранние вещи, сделанные из уральских камней в традициях уральских мастеров.
При этом очень часто художниками, проектировавшими эти вещи, были например, французы. Мы начинаем выставку с замечательной минералогической горки, сделанной в виде пирамиды, заказанной для Екатерины II, которая стояла у нее в спальне. У нас на выставке три горки: одна для Екатерины, вторая, выполненная знаменитым уральским мастером Денисовым-Уральским, и последняя, сделанная уже в советские годы. То есть можно проследить, как работа менялась со временем...
Полностью интервью слушайте в аудиофайле.