Картинка

Персона грата "Персона грата": Валентин Денисов

21 марта 2011, 11:28

Земельный вопрос в России по-прежнему нельзя считать решенным, несмотря на все принятые законодательные акты. С этого мы начнем разговор с нашим гостем, председателем комитета ГД по аграрным вопросам Валентин Денисов – желанная персона в студии "Радио России".

- Согласитесь ли Вы со мной или нет? Мне кажется, что вопрос о земле остается острым, актуальным. Но что мешает принять такие нормы, которые позволят человеку уверенно себя чувствовать? Неважно – идет ли речь о садиках и огородиках, о пресловутых шести сотках, или о земельных участках, которые используются в агропромышленных целях.


Валентин Денисов: Идет двадцать первый год, как мы в России стали заниматься земельной реформой, когда перестали существовать колхозы и совхозы. На смену им пришли различные предприятия различных организационно-правовых форм, но действительно законодательно не удалось обеспечить прохождение земельной реформы так, как этого хотелось бы.

С надлежащим порядком, с надлежащей защитой собственности, собственника. И только лишь в конце прошлого года после многотрудных дискуссий между законодательной ветвью власти и исполнительной нам удалось внести ряд принципиальных изменений в Закон об обороте земель сельхозназначения. И сегодня, для того, чтобы этот закон заработал в полную силу надо подкрепить его еще шестью подзаконодательными актами на уровне правительства РФ, чем они сейчас и занимаются.

Смысл наших законодательных инноваций в этом законе, который до конца многие еще не понимают – те люди, которые непосредственно должны этим заниматься. Сам основной закон был настолько противоречив на том этапе, когда принимался - 13 лет тому назад написано, что даже собрать элементарное собрание владельцев земельных паев было практически невозможно. Если оно собиралось, при выбытии по различным причинам одного из собственников этих земельных паев, все приходилось начинать сначала.

Инициативная группа владельцев земельных паев тоже практически не могла это сделать по ряду причин. По уровню юридической подготовленности, по своей занятости, по месту нахождения и т. д. Мы предложили, чтобы муниципалитеты были наделены таким правом и могли собирать эти общие собрания, после чего идет юридическое оформление. И это удалось нам сегодня сделать.

Следующий момент связан с определенным новшеством и, конечно, мы вводим ряд законодательных норм, которые действительно должны защитить собственника земельной доли, потому как мы знаем, кто сегодня является собственником земельных долей – это сельские граждане, порой не имеющие должной юридической подготовленности для того, чтобы защищать свою собственность от, в том числе, и рейдерских захватов.

И практика последних лет показывает, что попытки захватить землю или за бесценок забрать ее, в том числе и обманным путем, особенно у пенсионеров – это очень распространенная тема. И она очень актуальна в регионах.

Еще один аспект связан с так называемыми выморочными землями – это юридический термин – земля, которая утратила собственника по разным причинам. Просто люди ушли из жизни, уехали и прекратили связь с территорией, в которой они ранее проживали и т.д. Здесь тоже надо наводить порядок. Есть еще ряд моментов, но в совокупности законы и подзаконодательные акты должны сложить нормальную юридическую канву для решения этой важнейшей для России проблемы.

Назову еще одну цифру для России – за 20 лет реформы у нас на сегодняшний день по-прежнему 80% земель сельхозназначения де юре не оформлены.

- Вы сказали, что эти поправки приняли в Закон об обороте земель сельхозназначения. Но при этом многие не понимают их сути. Не понимают или не хотят понимать? Может быть, есть в нашей стране люди, которым это юридическая и правовая неразбериха просто выгодна?

Валентин Денисов: Я бы разделил на две части. Есть люди, которые хотят, но действительно пока не могут разобраться в полной мере с этой темой. А есть люди, которых я считаю своими оппонентами, которые в этой мутной воде хотят искать свои интересы. Чего греха таить, есть достаточно много крупных землевладельцев именно земель сельхозназначения, которые могут проживать в столице, в крупных городах.

Они на всякий случай прикупили землю, когда это можно было сделать, а сейчас сидят и ждут: а как рынок повернется? Вдруг земля подороже станет? А это и технологический цикл нарушает, потому что рваные поля никому не нужны на сегодняшний день. Какие высокие технологии можно на рваных полях внедрять? Все это в совокупности – жизнь.

- Так, может, правы коммунисты были, когда говорили, что нельзя землю-кормилицу делать предметом купли-продажи?

Валентин Денисов: Если бы мы пошли по этому пути, то ничего бы и не изменилось. Надо понимать и осознавать, что сегодня более 90% аграрного бизнеса – это частный бизнес. А то что предлагали коммунисты – давайте ничего не трогать, землю обижать нельзя. Тогда бы мы по-прежнему сидели на жесткой государственной игле, на дотациях, на прямом финансировании. Никакого хозяина мы бы не получили на земле. Я думаю, что это все осталось в прошлом.

Персона грата. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация