Персона грата "Персона грата": Олег Нетеребский
Ведущий - Виталий Ушканов.
Наверное, для любого человека, который, как я, вырос и провел юные годы под ласковым южным солнцем, такое понятие как "дружба народов" не может звучать абстрактно. На бытовом уровне провинциальный плавильный котел неизбежно приучает к осмысленной, я бы даже сказал, вдумчивой толерантности. Вот уже три десятка лет, прожив в столице, я ловлю себя на том, что гораздо более лояльно, чем коренные москвичи или те, кто себя таковыми возомнил, отношусь к "понаехавшим", независимо от их национальности. Может быть потому, что эти "понаехавшие" не пытаются занять мое место в этой студии, и, соответственно, я не вижу в них конкурентов...
Гость программы - руководитель Департамента труда и занятости населения Москвы Олег Нетеребский.
- В прессе замелькали сообщения, что по требованию столичного мэра Сергея Семеновича Собянина, миграционная политика в Москве станет более жесткой, пишут чуть ли не о грядущих "зачистках". Действительно ли мэрия так жестко настроена, и до какой степени будет ужесточена политика?
НЕТЕРЕБСКИЙ: Ну, это, я бы сказал, максималистский подход и интерпретация слов мэра. Мэр сказал четко, что мигранты нужны городу, но нужны в тех количествах, которые необходимы для экономики и для обеспечения социального мира, именно поэтому необходимо наведение порядка в этом вопросе. Главная проблема заключается в том, что есть официально трудоустроенные мигранты, и есть те, кто работает нелегально. Где-то мигранты не трудоустраиваются официально по причине того, что работодатель не хочет их трудоустраивать и желает эксплуатировать как рабов. Таких примеров в городе масса. Для таких работодателей мы и должны поставить жесткие условия, чтобы они легализовали этих мигрантов, чтобы между ними были официальные трудовые отношения. Часто звучат вопросы, что невозможно получить квоту. Сейчас мы наладили все механизмы, чтобы можно было получить квоту. Но при этом необходимо будет доказать, что ты являешься добропорядочным работодателем и делаешь все для того, чтобы трудоустроить россиян, но по объективным причинам у тебя есть нехватка кадров, а объективные причины по ряду отраслей есть, и тогда мы даем разрешение. Если главной целью работодателя будет желание использовать дешевую рабочую силу в ущерб россиянам, необходимо ставить такого работодателя на место. Сейчас стоит задача разумного подхода, который мы выстраиваем через те возможности, которые есть у субъекта, а они далеко не безграничны.
- Та система регистрации, информирования, приема, адаптации мигрантов, которая сейчас существует, на Ваш взгляд, оптимальна?
НЕТЕРЕБСКИЙ: Однозначно нет. Более того, я скажу, у нас есть много существенных замечаний к законодательству по этому вопросу. Надо понять, что с проблемой миграции сталкивается весь мир. В любой стране есть жесткая позиция по выдаче разрешений на работу – это защита национального рынка труда. В любой стране есть категория людей приезжающих, которые желают работать нелегально. Порядки борьбы с наплывом таких мигрантов во всем мире очень жесткие. У нас все-таки были либеральные к этому подходы. Плюс ко всему есть объективные сложности. Допустим, со странами СНГ у нас действует безвизовый режим. Четко отслеживать их движение, а мы сегодня говорим не о нелегальных мигрантах, а о мигрантах, занимающихся нелегально трудовой деятельностью - не можем, поскольку люди, въезжая в страну, заявляют в качестве цели въезда туризм и посещение родственников. Но их главная цель, и мы все это прекрасно знаем - трудоустройство.
Мы понимаем проблемы, которые есть в их странах - нет рабочих мест, копеечная зарплата и т.д. Но часто так случается, что они приезжают и начинают, грубо говоря, болтаться в поисках рабочего места и демпинговать на стоимости рабочих мест для россиян, что не совсем нормально. Необходимо наводить порядок также и по той теме, которую Вы затронули. Мэр Москвы поставил задачу, и мы сейчас формируем определенный пункт приема мигрантов. Самоцели трудоустройства всех мигрантов у нас нет, поскольку приоритет должен быть за россиянами. Но, во всяком случае, мы должны предложить мигрантам возможность трудоустройства там, где это требуется, объяснить их права, потребовать от них, чтобы они прошли медкомиссию и имели справку, настоящую медицинскую справку, а не ту "липу", которую они часто предоставляют. Это необходимо для того, чтобы мы, россияне, были спокойны за то, что к нам приезжают здоровые люди. Тут есть целый комплекс проблем.
Вы задали вопрос по законодательству. В 2000-е годы был введен и принят новый закон об упрощении порядка получения разрешений на работу, но механизм воплощения этого закона стал таким длинным и сложным, что логика его отработки на практике была потеряна. Какие есть права у Москвы сейчас? Мы не выдаем разрешение на работу – его выдают федеральные органы власти. Мы не имеем права контроля над пребыванием мигрантов – это могут делать органы ФМС, Федеральной инспекции труда, правоохранительные органы, которые подчиняются федеральному центру. Так получается, что мы – крайние в этой системе. На сегодняшний день у нас есть только одно право – это подача предложений о квотировании. Мы утверждаем эту квоту, но ответ приходит отрицательный, тогда мы отдаем предложение в комиссию Минздравсоцразвития, издается соответствующий приказ Минздрава, приказ Рострудинспекции по перечню профессий...
- То есть хотите все это взять на себя?
НЕТЕРЕБСКИЙ: Частично. Одно из последних предложений, которое мы дали в рамках квотной компании, это то, чтобы решения нашей межведомственной комиссии носили окончательный характер по конкретному распределению по предприятиям, по группам должностей, по подаче предложений о разрешении на работу, чтобы работодатель не проходил такую сложную многоступенчатую систему...
Полностью интервью слушайте в аудиофайле.