Персона грата "Персона грата": Александр Касьянов
Ведущий - Виталий Ушканов
"...И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: "черт побери все!" – его ли душе не любить ее?" - писал Н.В. Гоголь. Он писал про то восторженно чудное, что слышится нам в такой быстрой езде. Но это лишь эмоции, которые хороши в гениальном художественном произведении, но абсолютно неуместны при организации транспортных перевозок.
Гость программы - руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Александр Касьянов.
- Давайте поговорим о том, как сегодня организованы транспортные потоки, и что, в первую очередь, мешает нам, пассажирам, чувствовать себя на 100% защищенными? Вы какие наиболее актуальные проблемы видите как руководитель службы?
КАСЬЯНОВ: Каждый житель является одновременно пассажиром, каждый, наверное, садится в поезд или самолет. Было время, когда самолеты садились на полосу, и раздавались аплодисменты командиру корабля и экипажу, а люди крестились. Мы постоянно зависим от транспорта, именно поэтому многое зависит в нашей стране от уровня безопасности транспорта. У нас большая подвижность населения и много перевозок грузов
Есть Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, чьей задачей, во-первых, является выпуск на рынок перевозок только тех организаций, чья деятельность лицензируется. Во-вторых, служба призвана следить за тем, чтобы эта деятельность была в рамках законодательства, которое сегодня есть в стране. Мы видим, что наблюдается тенденция либерализации, когда на рынок выходит тот, кто хочет. Поэтому и получается, что, порой, на автомобильном транспорте мы ощущаем самые большие потери среди людей. Если в 2009 году было около 2 тысяч хозяйствующих субъектов, которые пришли на этот рынок, то в 2010 году – 4,5 тысячи. Этот рынок носит характер уведомительного, то есть организация уведомляет нас, что будет заниматься перевозкой пассажиров. Раньше эта деятельность лицензировалась - на каждое предприятие приходил наш инспектор и проверял, как готовится водитель, как готовится транспортное средство, каков уровень безопасности. Только после этого выдавалась лицензия. Сегодня это отменено. В принципе, такая система правильная, но у каждой медали есть две стороны. Если организация свободно приходит на рынок, то должна чувствовать большую ответственность за те действия, которые она может на этом рынке совершить. Сегодня, допустим, если, не дай бог, человек гибнет при перевозке пассажиров, самая максимальная стоимость компенсации по справке, которую мы можем выписать, составляет 5 тысяч рублей.
- А уголовная ответственность?
КАСЬЯНОВ: Она есть, но, чаще всего к уголовной ответственности привлекается водитель, но не организатор. Юридическое лицо остается в стороне. Поэтому будем говорить так, водитель – величина непостоянная, он может уйти, может прийти, а бизнес при этом живет сам по себе. Думаю, сейчас настало то время, когда ответственность организации должна возрасти. Если организация пришла на рынок перевозок по уведомительному типу, то она должна строго знать, что, если не дай бог что-то случится с пассажиром, которого ты перевозишь - потеряешь средств гораздо больше, чем было вложено в дело, которое ты нажил своим трудом. Если у тебя там все нормально - то и хорошо, работай дальше. Сейчас эти вопросы активно обсуждаются на уровне депутатов Государственной Думы РФ.
- То есть из одной крайности, когда все административно было зажато, как это было в Советском Союзе, мы вдались в другую крайность… Ведь простой пассажир оценивает работу транспортников исходя из своего личного опыта, даже в большей степени, из тех репортажей, которые нам показывают по телевизору. А телевизор нам показывает, как правило, ситуации чрезвычайные и малоприятные, из которых можно сделать вывод, что у нас все плохо. Все ли так уж действительно плохо?
КАСЬЯНОВ: Я бы не сказал, что все так плохо. Есть некоторое увеличение происшествий на ж/д транспорте, что несколько связано с его реформированием, потому что отстаиваются новые отношения. Но стабилизировалась ситуация на авиационном транспорте. На автомобильном транспорте наблюдается даже некоторое снижение несчастных случаев и гибели людей. Резко возросло количество происшествий в конце прошлого года, связанных с морскими перевозками. Это касалось, в основном, перевозок грузов. Мы не видим такой катастрофы в этом, но нельзя упускать времени. Каждый, кто выходит на рынок перевозок, должен чувствовать ответственность - социальную, уголовную и правовую...
Полностью интервью слушайте в аудиофайле.