Персона грата "Персона грата": Алексей Громов
Ведущий - Виталий Ушканов.
На нефтяном рынке сохраняется высокая волатильность. Согласитесь, фраза эта звучит красиво, но большинству наших слушателей она, наверное, мало понятна. Можно сформулировать иначе - поговорим о неустойчивости конъюнктуры. Или, чтоб уж совсем было понятно даже малому ребенку - о ценовой изменчивости. Вот она-то и сохраняется на нефтяном рынке. Давайте разберемся, каковы же границы такой изменчивости, долго ли еще нефть будет лидировать в мировом, да и в российском энергетическом балансе, и чем ее человечество может изменить.
Гость программы – заместитель генерального директора по науке Института энергетической стратегии Алексей Громов.
- Главная новость: ОПЕК заявил о готовности наращивать объемы добычи нефти. Сумеют ли страны, входящие в эту организацию экспортеров компенсировать недопоставки из Ливии, потому что, по некоторым оценкам, они составляют 850 тысяч баррелей в сутки. Именно настолько сократилась добыча нефти в стране полковника Каддафи.
ГРОМОВ: Безусловно, страны-экспортеры ОПЕК эту ливийскую недостачу компенсировать могут. Ливия поставляет на мировой рынок не более двух процентов всех поставок нефти, поэтому здесь проблем я особых не вижу. Существуют гораздо более серьезные опасения о дальнейшем развитии северо-африканского кризиса. Если он перекинется на другие страны, то ситуация будет трудно предсказуема, как с точки зрения поставок нефти, так и, что еще более опасно, с точки зрения ценовой конъюнктуры.
- А правда ли, что качество ливийской нефти уникальное? Я где-то слышал, что из другой нефти невозможно делать авиационный керосин?
ГРОМОВ: Действительно, ливийская нефть отличается высоким качеством и поставляется на самые ответственные зоны нефтепереработки, вместе с тем она является таким элементом, который невозможно заменить. В частности, нефть Саудовской Аравии, возможно, по своему качеству очень близка к ливийской нефти, поэтому проблема технологической замены одной нефти другой решаема.
- Если все-таки революционная бацилла будет распространяться дальше, как Вы думаете, к чему это приведет не в политическом, а в энергетическом плане?
ГРОМОВ: Ситуация такая. Ценовой рынок нефти, в первую очередь, это - рынок ожиданий, поэтому ситуацию с Ливией рынок фактически отыграл на данный момент. Та ситуация, которую мы сейчас наблюдаем - перебои с поставками и сокращение добычи нефти в Ливии - уже защищена. То есть все эти риски уже заложены в цену, которую мы имеем сегодня на нефтяном рынке. Если ситуация будет развиваться по наихудшему сценарию, если в Ливии случится что-то из ряда вон выходящее, о чем говорил полковник, в частности о взрыве нефтепровода, если произойдут события в других странах, таких как Йемен, или, не дай бог, Саудовская Аравия, то может повториться диагноз, поставленный нефтяному рынку в 1979 году, когда Исламская революция в Иране привела к радикальным изменениям на рынке нефти.
Надо понимать, что, если мы будем придерживаться консервативного сценария, и нам удастся затушить ситуацию в арабском мире, то, говорить о том, что только конъюнктурные события на Ближнем Востоке и в Северной Африке повлияли на рост цен в этом году, будет, на самом деле, весьма далеко от истины. Наш институт с 2006 года формирует модель нейросетевого прогнозирования цен на нефть, которая показала свою состоятельность, так как она предвидела кризис 2008 года, когда был резкий рост цен в течение 2007-2008 гг. и их падение во второй половине 2008 года, начале 2009 года. Модель, которая была разработана в нашем институте, показала, что вне зависимости от ливийских событий, ожидается рост цен на уровне 100-115 долларов за баррель вплоть до июня 2011 года. В дальнейшем, опять же наши расчеты показывают, что нефтяной пузырь будет сдуваться до уровня 70-80 долларов за баррель к концу года...
Полностью интервью слушайте в аудиофайле.