Картинка

Персона грата "Персона грата": Вадим Дробиз

16 февраля 2011, 13:34

Водка губит народ, но одному человеку ничего не сделает. Это – один из многочисленных афоризмов о напитке, который давно стал "символом" нашей страны. Наверное, "символ" не самый для нас приятный, но так сложилось исторически. Придется с этим смириться. Но с перманентным беспорядком на алкогольном рынке власть смириться никак не хочет и сейчас предпринимает новую попытку этот рынок урегулировать. Что планируется сделать и к каким последствиям это может привести?

Гость программы - директор Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.

- Давайте разберемся, в чем суть нового витка реформы. Может быть, власть планирует спасти народ?

ДРОБИЗ: На самом деле, я думаю, что это может быть продиктовано предстоящими выборами, потому что за последние 10 лет ситуация на рынке практически не менялась. Меры принимались самые разные, вводились акцизные склады, когда весь алкоголь шел через определенные склады, где получали взятки сотрудники государственных органов и легализовался весь нелегальный алкоголь. В принципе, эти меры не работали. Они не сокращали нелегальный рынок. Сегодня есть ряд направлений, требующих развития.

Например, законопроект, который подготовила Госдума. Идет алкогольная реформа, которую проводит министерство, созданное полтора года назад, Росалкогольрегулирование. Есть акцизная политика Минфина и государства – фискальная политика, целью которой является собрать как можно больше денег с пьющих. Об этом Кудрин честно сказал. Идет антиалкогольная компания, что в принципе, тоже нужно, но чисто пропагандистская и не очень грамотная, точнее, абсолютно безграмотная. Параллельно идет процесс ухудшения качества жизни значительной части населения, идет расслоение населения при сохранении ими физических потребностей в алкоголе, но при снижении уровня доходов и т.д.

- Соответственно, и качества алкоголя?

ДРОБИЗ: Да, безусловно.

- Вы сказали, что особых изменений не происходит, но говорят, что введение минимальной розничной цены на пол-литра привело к тому, что так называемой "паленой" водки в магазинах стало вдвое меньше.

ДРОБИЗ: Я об этом хотел сказать. Очень хорошо, что Вы спросили. Это, как раз, заслуга Росалкогольрегулирования, которое вправе устанавливать минимальные розничные цены. Те меры, которые предлагаются в законопроекте, вполне хороши. Их надо принимать. Чем быстрее мы поймем, что из них не работает, тем проще будет дальше совершенствовать закон. Этот процесс, на самом деле, бесконечный. Здесь нельзя ждать, что эти меры принесут счастье, потому что к ним должен быть еще дополнительный комплекс мер. Нужна дополнительная грамотная взвешенная акцизная политика, которой нет. Нужна система контроля за розничной продукцией и за подпольно-суррогатным сектором.

- Насколько я понимаю, власть пытается добиться не того, чтобы люди пили меньше, она хочет избавиться от нелегальной водки, которая может быть и нормального качества, но в казну денег не приносит. Я прав?

ДРОБИЗ: Если уж мы сосредоточились на водке, хотя у нас пьют и огромное количество пива, пьют вино, что, кстати, в три раза меньше, чем было в советские времена, то в ее отношении до введения минимальной розничной цены всегда был трехслойный пирог. Минимальная розничная цена, действительно, очищает от нелегальной водки легальную розничную торговлю. Все последние 15 лет 12 миллионов человек пьют только суррогат – спиртосодержащие жидкости: самогон, аптечные настойки и прочую ерунду. 15-18 миллионов пили нелегальную водку, которая продавалась в каждом магазине России абсолютно открыто, но по цене в 1,5-2 раза дешевле легальной. Условно говоря, перед реформой нелегальная водка продавалась по 40-60 рублей, а легальная водка - свыше 90 рублей...

Полностью интервью слушайте в аудиофайле.

Персона грата. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация