Персона грата "Персона грата": Владимир Головнев
Помнится, потерял я как-то давно паспорт. Максимальная неприятность от потери документов ограничилась тогда лишь общением с родной милицией. Кредитов тогда никому не выдавали, ни о каких фирмах-однодневках, которых можно было бы открыть на чужое имя и слыхом не слыхивали. Нынче возникла необходимость в специальном законопроекте, который должен помочь в борьбе с этими "синяками", "мартышками" и "помойками". Все эти слова обозначают фирмы, которые создаются с неблаговидными, как правило, целями.
Гость программы – депутат ГД РФ, первый заместитель председателя комитета по экономической политике и предпринимательству, Владимир Головнев.
- В чем опасность таких фирм для экономики страны?
ГОЛОВНіВ: Опасность исходит из разных направлений. Через такие компании отмывается большое количество денег, которые идут не просто на неблаговидные цели, но, зачастую, через такие компании может финансироваться терроризм. Если, например, мы возьмем две условные компании для сравнения, одна из которых работает, как положено, открыто, а другая использует компании-однодневки, то, конечно, первая компания всегда будет неконкурентоспособна, ни с точки зрения оказания тех или иных услуг, ни с точки зрения производства выпускаемой продукции. Уже понятно, что у второй компании издержек всегда будет меньше, а рынок определяется, прежде всего, ценой.
Есть еще и моральная проблема, когда на таких фирмах люди расслабляются и уже не ведут учет, не занимаются написанием серьезных программ, не покупают серьезных программных продуктов. Взял, допустим, бросил деньги за ремонт на счет той или иной компании - и все. И не надо скрупулезно относиться к затратам, к бухучету и многому другому.
- Как бороться с такими фирмами? Собственно говоря, наверное, есть два варианта. Либо жестко и сурово наказывать, либо совершенствовать гражданско-правовые нормы, чтобы подобное мошенничество исключить? Какой путь Вам представляется наиболее уместным?
ГОЛОВНіВ: Мы должны к этой теме подходить очень внимательно и аккуратно. То, что это – зло, мы понимаем. Более того, в конце 2010 года Дмитрий Анатольевич Медведев, наш президент, уделил этой теме большое внимание, указывая на проблемы, которые происходят. Но, почему надо быть очень осторожными? Под эту волну могут попасть компании, которые работают честно и открыто, но не понимают некоторых вещей. Например, если у них есть поставщик и покупатель, такую компанию считать однодневкой или не однодневкой? Ведь нет федеральной базы…
- А понять это не возможно?
ГОЛОВНіВ: Как? Допустим, есть среднестатистический отдел сбыта в средней компании. Бывает, что в день выписывается по 200, по 300 счетов. Проходит за день поток юридических лиц. Как отследить, кто из них кто? Потом может быть такое, что вдруг придут силовики и серьезные проверяющие, которые скажут о том, что в прошлом году или два года назад, компания, которая что-то поставляла этой фирме, оказалась зарегистрированной на поддельный или утерянный паспорт. Как быть в таком случае? Главное, чтобы не было новой волны рейдерских захватов и не было повода для передела собственности в тех или иных сферах.
- Это Вы говорите о контрагентах. Сами фирмы-однодневки появляются все-таки с заведомо преступными целями?
ГОЛОВНіВ: Я думаю, что создание таких фирм на утерянные документы, чаще всего, происходит с преступными целями. Но здесь тоже надо их отделять от других, потому что, я считаю, бывают случаи, когда из-за некоторого несовершенства статей нашего законодательства, связанных, например, с налогооблажением, приходится некоторым идти на хитрость. Ни для кого не секрет, что нормы, касающиеся командировочных, просто смехотворны. Мы же прекрасно понимаем, что, поехав сегодня в абсолютно любой регион, невозможно прожить 24 часа за 100 рублей. Поэтому, зачастую, бухгалтеры совсем не от хорошей жизни вынуждены идти по хитрому пути. И еще более серьезный момент: сегодня выиграть тендер или получить тот или иной подряд, разрешение на строительство или лицензию на что-то, без системы мотивации, назову это мягко, крайне сложно...
Полностью интервью сулашйте в аудиофайле.