Персона грата "Персона грата": Елена Неволина
Одним из важнейших и необходимых условий ценовой стабильности экономисты называют здоровую конкуренцию. Однако мы невольно усомнимся в справедливости этого постулата, если посмотрим на то, как дорожают лекарства в многочисленных столичных аптеках. То ли там конкуренция не слишком здоровая, то ли одной конкуренции для ценовой стабильности явно не достаточно.
Гость программы - Елена Неволина, исполнительный директор некоммерческого партнерства "Аптечная гильдия".
- Елена Викторовна, Ваша гильдия объединяет не только столичные, но и региональные аптеки?
НЕВОЛИНА: Совершенно верно. Мы имеем большое представительство в 36 регионах. Это – различные города, в том числе, малонаселенные города нашей огромной страны. Именно поэтому мы очень хорошо представляем себе не только то, что происходит с аптеками Москвы, но и малых городов, где, зачастую, лекарственная помощь осуществляется всего лишь одним аптечным предприятием.
- По количеству аптек Москва лидирует, или аптек не достаточно для того, чтобы достигнуть цивилизованных норм?
НЕВОЛИНА: Что касается аптек в Москве, то аптек достаточно. Хотя иногда бывает так, что когда нужно лекарство – по дороге не встретишь ни одной аптеки. А если аптека и есть – то у нее нет парковочных мест, где можно с комфортом остановиться, чтобы приобрести необходимые медикаменты. Дело в том, что у нас нельзя говорить о ценовой конкуренции в Москве и во всей России. Большая часть лекарств подвергается государственному регулированию и все мы знаем, что есть перечень жизненно необходимых лекарственных средств, который ежегодно пересматривается Минздравом. На эти средства каждый регион устанавливает свой предельный уровень наценки. Единственное, что делается цивилизовано, так это то, что фиксируется цена завода-производителя, которая по определенной методике определяет свою предельно допустимую отпускную цену и затем отпускает медикаменты дистрибьюторам именно по этой цене.
Дистрибьютор в каждом регионе может сделать свою надбавку, но не выше той, которая установлена в регионе. К цене завода-изготовителя аптека делает свою надбавку, которую затем суммируют с оптовой наценкой – получается цена на потребителя. Кстати говоря, на жизненно необходимые важнейшие лекарственные средства в каждой аптеке в доступной форме можно получить информацию о предельной цене, выше которой аптека не имеет права эти средства продавать. На остальные же медикаменты, на сегодняшний день, отпущена цена образования на них.
С 20 сентября вступило в силу постановление правительства РФ о том, что у регионов отняли право регулировать наценку на все остальные лекарственные средства. Причем не только на лекарственные средства, но и на изделия медицинского назначения, детское питание и прочие товары из аптечного ассортимента.
- То есть процесс наценки, если и может кто-то регулировать, то только государство своей мощной и властной рукой?
НЕВОЛИНА: Да, безусловно.
- Недавно стало известно, что Минздрав собирается обязать все аптеки торговать психотропными и наркотическими лекарственными средствами. Действительно ли будет введено такое лицензионное требование?
НЕВОЛИНА: Слава богу, Минздрав разъяснил свою позицию. В частности, у нашей гильдии такое решение тоже вызвало серьезный вопрос. Вышел проект нового постановления, который разработал Минздрав, обратив внимание на то, что оптовикам не вменялось в обязанность соблюдать условия реализации лекарственных средств, относящихся к сильнодействующим и наркотическим группам, хотя у нас дано право оптовой реализации только тем аптечным складам, которые имеют государственную форму собственности. А вот в отношении аптек было решено, что все аптечные учреждения обязаны соблюдать правила и нормы торговли этими препаратами. Эти нормы, которые появились, конечно же, вызвали испуг.
- Почему это Вас так напугало?
НЕВОЛИНА: Дело в том, что обеспечить условия хранения - очень дорогостоящее предприятие. Ведь так, как хранят в аптеках наркотические лекарства, хранят только оружие и бриллианты. Но как Вы знаете, ни на оружие, ни на бриллианты цены никто не регулирует. Поэтому получается, что цены на все наркотические препараты – регулируются в каждом регионе. Получается, что аптека за счет продажи других медикаментов должна обеспечивать условия хранения и содержать в надлежащем порядке оборудование спецхранилища, которое, по самым общим прикидкам, стоит полмиллиона рублей. Кроме того, аптека ежемесячно должна платить за противопожарную сигнализацию около 50 тысяч рублей. МЧС России сделало такую поправку – раз в два года надо менять пожарную сигнализацию, потому что она устаревает. Это, соответственно, еще около 200 тысяч рублей. На обороте психотропных и наркотических средств аптека никогда не получит той прибыли, которая хотя бы покроет эти затраты. Значит прибыль будет насчитываться засчет других групп медикаментов. 40% товарооборота регулируется государством. Получаются ножницы - многие аптечные организации, даже при наличии лицензии, не могут обеспечить реализацию этих продуктов, потому что ежемесячно аптекам платить за охрану нечем.
- Согласитесь, что это не проблема больного человека, как аптека будет хранить лекарства, главное, что ему за ним не придется ехать на другой конец города...
НЕВОЛИНА: Я с Вами полностью согласна, тем более психотропные и наркотические препараты реализуются по программе дополнительного лекарственного обеспечения. То есть больной их получает бесплатно. Конечно, это не проблема больного найти аптеку, в которой есть соответствующие условия хранения...
Окончание беседы с гостем слушайте в аудиозаписи программы.