Картинка

Персона грата "Персона грата": Сергей Кривенко

29 сентября 2010, 13:03

Годам к 17-18 человек, как правило, должен сформироваться как личность, определиться с жизненными приоритетами и понять, как дальше выстраивать свою жизнь. Если это человек мужского пола и проживает в России, то к сожалению, к этому возрасту он должен еще и научиться умело "прятаться" от призыва на срочную службу. Хотя в военкомате считают, что ради безопасности отчизны закон можно и обойти.

Гость программыСергей Кривенко, директор правозащитной группы "Гражданин. Армия. Право".

- На прошлой неделе Вы заявили, что при подготовке к осеннему призыву в российской столице зафиксированы грубые нарушения, в чем они проявляются?

КРИВЕНКО: Я хотел бы уточнить Ваши слова по поводу "прятаться". Прятаться ни в коем случае не надо и мы это не советуем - наоборот, каждый молодой человек в соответствии с законом должен узаконить свои отношения с военкоматом и четко понять, что процедура призыва и вся система отсрочек зафиксированы в законе "О воинской обязанности военной службы" и дать себе труд хоть немножко ознакомиться с этим законом, чтобы выстраивать в дальнейшем свою жизнь. Второй момент: к 17, 18 годам у нас ребята должны достигать зрелости во всех ее смыслах. К сожалению, в нынешнее время в России фиксируют, что окончательная социальная зрелость и более того – физическая - сейчас у молодого поколения где-то завершается к 21 году. По этому поводу есть ряд предложений, и наших, и уполномоченного по правам человека, направленных на то, чтобы постараться поднять призывной возраст до 21 года.

Обычно нарушения при подготовке к призыву связаны с тем, что сотрудники военного комиссариата сами, зачастую, нарушают закон. Повторюсь, вся процедура призыва зафиксирована в законе. Военкомат – административный орган Министерства обороны, который только должен организовывать этот призыв. Сейчас, например, молодые ребята получили повестки на призывные мероприятия уже в сентябре. Я напомню, что осенний призыв у нас начинается с 1-го октября. В законе стоит жесткая формулировка, что призыв начинается на основании указа президента. То есть пока не вышел указ президента о начале призыва, в котором указывается количество граждан, которых надлежит призвать, никакие призывные мероприятия проводиться не должны, а призывные комиссии – не работать. А получается так, что ребят вызывают на медицинское освидетельствование. Конечно, по-человечески, можно понять сотрудников военкомата, им сейчас приходится в три раза больше, по сравнению с прошлыми годами, призывать молодых людей, они боятся не успеть, но закон-то нельзя нарушать.

- Могут ли призывники, получив повестку из военкомата без президентского указа, сохранить ее как память о незаконных действиях и не идти на медицинскую комиссию?

КРИВЕНКО: Формально, конечно, так они могут поступить, потому что какие-то правовые последствия по незаконным повесткам не наступают. Но в силу всего комплекса явлений, молодым людям надо подумать и заранее спланировать свои действия и сразу, может быть, не идти по данной повестке, тем более, что в большинстве случаев, они рассылаются по почте, что тоже незаконно. В законе зафиксировано, что повестки на призыв должны вручаться лично в руки призывникам, либо сотрудниками военкомата, либо другими уполномоченными органами, либо участковыми и сотрудниками милиции.

Обращу внимание, что надо очень четко и внимательно читать повестку, потому что сотрудники военкомата имеют право вызывать молодых людей в военкомат в любое время года, но только для уточнения сведений по военному учету. Если вдруг поступила информация, что молодой человек изменил место жительства, или пришла справка из института, что его отчислили, они имеют право вызвать его в военкомат. При этом в повестке должна стоять тема вызова, что это – не на призыв, а на воинский учет. По таким повесткам, конечно, надо идти.

Окончание беседы с гостем слушайте в аудиозаписи программы.

Персона грата. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация