Картинка

Персона грата "Персона грата": Константин Полторанин

5 июля 2010, 13:20


С 1 июля для трудовых мигрантов, приезжающих в нашу страну, началась новая жизнь. Поправки в закон о трудовом положении иностранных граждан вступили в силу, и теперь гастарбайтеры могут получить патенты и работать в нашей стране на законных условиях. В чем суть новаций, как будет этот новый механизм учета и распределения рабочей силы работать, – об этом мы сегодня в нашей программе и поговорим.

Заместитель начальника управления международный и общественных связей, начальник отдела по связям с общественностью Федеральной миграционной службы РФ Константин Полторанин - желанная персона в нашей студии.

- Если судить по сообщениям в прессе, наплыва желающих приобрести патент в отделениях ФМС пока не наблюдается. Или пять дней – такой мизерный срок, что рано еще говорить о востребованности новации?


Константин Полторанин: Во-первых, еще рано говорить, а во-вторых, в принципе, люди потянулись. Мы ездили сейчас по подмосковным дачным секторам и поняли, что много желающих, которые пойдут сейчас и будут оформлять себе эти патенты. Они умеют считать и понимают, что "хождение по мукам" - постоянное "отстегивание" взяток, покупка миграционных карт – рано или поздно приводит к неприятностям. А здесь все очень просто: нужно один раз прийти в Миграционную службу, показать свой паспорт и миграционную карту (больше ничего не требуется), заполнить заявление и предоставить две фотографии. И через 10 дней вы получаете патент и должны оплатить налог: либо за месяц, либо за два, либо за три. За каждый месяц – 1000 рублей. А чтобы продлить патент, вам в Миграционную службу приходить уже не потребуется: нужно будет прийти в любой банк и до года платить ежемесячно по 1000 рублей, автоматически продлевая таким образом срок пребывания и разрешение на работу.

- А когда истечет год?

Константин Полторанин: Львиная доля тех, кто занят в частном секторе, более года здесь не задерживаются. А те, кто задержится, могут прийти в Миграционную службу, представить краткий отчет о том, чем они занимались, получить разрешение еще на шесть месяцев и так же платить по тысяче. А если у них выходил определенный минимум по зарплате, то им придется еще оплачивать 13% налога.

- Отчеты "как я провел год" будет кто-то проверять?

Константин Полторанин: Да, в налоговую инспекцию будем эти сведения отправлять. Но еще раз повторю: как правило, больше года здесь эти люди не задерживаются.

- То есть, по сути, мы перешли к уведомительному принципу регистрации мигрантов? Или все же есть обстоятельства, которые могут помешать мигранту такой патент приобрести?

Константин Полторанин: Думаю, нет таких обстоятельств. Условие одно: легальное пребывание на территории Российской Федерации. Больше ничего не требуется.

- Должен ли работодатель, который жаждет заполучить нового работника или легализовать старого, присутствовать при оформлении патента?

Константин Полторанин: Нет. Все бремя оформления ложится на плечи мигранта. И платить работодатель ничего не должен. В законе особо отмечено, что иностранные граждане оформляются лично - без всяких доверенных лиц и посреднических организаций.

- Насколько активно ФМС информировало об этой новой услуге? Ведь вряд ли дворники из Таджикистана ежедневно и внимательно слушают выпуски новостей…

Константин Полторанин: Мы сделали специальный, очень подробный семиминутный ролик, герои которого – как раз жители Таджикистана. В нем пошаговая инструкция по получению этого патента. Ролик выложен на сайте ФМС. Кроме того, мы ездили по республикам – "донорам" гастарбайтеров, разговаривали с руководством, людьми, средствами массовой информации, разъясняли преимущества новой системы.

- Хочу уточнить еще такой момент: ведь речь идет не о всех мигрантах, а только о людях, которые приезжают, чтобы устроиться на работу в частный сектор – нянями, дворниками и т.д.?

Константин Полторанин: Речь идет о людях, которые приезжают из безвизовых стран, причем именно из бывших советских республик, стран СНГ. К другим безвизовым – например, Турции, Израилю – это не относится. Это от трех до четырех миллионов иностранцев ежегодно (сейчас у нас примерно 2,7 – 3 миллиона иностранных граждан занято в частном секторе). К людям, которые устраиваются в крупные, в частности, строительные компании, это тоже не относится. В законе прописан четкий фундамент новой миграционной политики. Первая категория – это постоянные мигранты, высококвалифицированные специалисты, которым с 1 июля даны очень серьезные преференции: человек с зарплатой от двух миллионов в год, может получить вид на жительство и визу на три года на себя и членов семьи с перспективой обретения российского гражданства. Вторая категория – занятые на работе у юридических лиц – привлекаются в рамках установленной правительством квоты, которая будет гибко меняться в соответствии с экономическими потребностями страны. И третья категория – это низкоквалифицированная рабочая сила, востребованная на рыночных условиях в частном секторе; это патенты, которые идут вне квоты.

Полностью интервью слушайте в аудиофайле.

Персона грата. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация