Картинка

Персона грата "Персона грата": Алексей Захаров

25 июня 2010, 12:16

Радостно было на днях узнать, что безработица в родной стране постепенно уменьшается – впервые с начала кризиса ее официальный показатель опустился ниже двух миллионов человек. Радость эта, правда, омрачает знание российских реалий – известно, что официальные цифры у нас с жизнью расходятся, причем не в пользу жизни. Смущает еще одно обстоятельство – уровень российских зарплат, к сожалению, такой, что даже наличие работы не всегда гарантирует труженику достойную жизнь.

Президент интернет-портала "SuperJob" Алексей Захаров – желанная персона в студии "Радио России".

Верите ли вы официальным данным, которые приводит Минздравсоцразвитие, и как они соотносятся с цифрами, которые есть у вашего портала?

Алексей Захаров: Что значит, верю или нет. Если говорить о динамике, то цифры Минздравсоцразвития, безусловно, динамику отражают. В абсолютных цифрах реальная безработица и зарегистрированная безработица – это разные вещи, поэтому говорить, что у нас два миллиона безработных терминологически не очень верно – два миллиона зарегистрированных в центрах занятости безработных. А всего безработных в три, может быть, в четыре раза больше. Что же касается динамики, наши цифры это тоже подтверждают – безработица подает, количество вакансий растет. Во всяком случае, в новой экономике, в которой работает "SuperJob", количество вакансий, запросов на подбор персонала уже превысила докризисный уровень. При этом количество людей, которые ищут работу, продолжает снижаться. Снижается коэффициент напряжения на рынке труда, причем это происходит практически по всем регионам, и июнь начался в этом плане оптимистично.

Если в прошлом году в летние месяцы люди продолжали искать работу, потому что рынок лихорадило, то в этом году в начале июня мы заметили относительно резкое падение количество вновь размещаемых резюме – то есть люди пошли в отпуска.

Алексей Захаров: Рабочие профессии сейчас очень востребованы, в том числе и на старых предприятиях. Другое дело, что квалифицированных рабочих нет, старики уходят на пенсию, а молодежь на заводы не идет. К тому же, у нас демографическая яма, и вроде как говорят, что число мест в высших учебных заведениях в этом году превышает число выпускников в этом году в школах. Получается, у нас в вузах учиться некому, не то что идти в ПТУ или на завод. Поэтому ситуация достаточно тяжелая. Коллеги бизнесмены, с которыми приходится общаться и которые работают в промышленности, находятся в сложном положении. Все говорят, что те рабочие, которые сейчас есть на заводах, во многом не годятся. Их надо всех переучивать – а они не очень хотят учиться. Если 10 лет ничего не происходило – человек, 10 лет находясь без работы, деградирует. А нового взять негде.

Тупиковая ситуация?

Алексей Захаров: Не такая уж и тупиковая. Я в целом оптимист. Тупиковую ситуацию Россия переживает раз в десять лет на протяжении последних лет пятисот понятной истории – дальше мифы начинаются. Да и не только у России. Проблемы есть и в других странах. Везде сложностей хватает, поэтому тут вопрос мифотворчества – у нас хуже, чем у других, или у нас просто пиар хуже? Мне кажется, что у нас с пиаром проблемы.

Если брать ту же безработицу, то ситуация в Испании, Греции или в Прибалтике гораздо хуже. Можно по разному относиться и ставить разные акценты тому, хорошо или плохо, что у нас государство социальное – оно пусть на грани выживания, но людей поддерживает. Вместо того, чтобы создавать условия для того, чтобы люди сами развивались, но, например, в Прибалтике – менее социальные государства, и люди, оказываясь без работы, попадают в более сложную ситуацию. И огородов у них меньше, чем у нас. Так что все не очень однозначно и не очень просто.

Алексей Захаров: У нас существует полное крепостное право. Тема рабочих, приписанных к заводам, никуда не делась. В общем-то, вся государственная служба построена по принципу, в том числе, крепостного права. Если взять из учебника описание крепостного права, взаимоотношения холопа и хозяина – будет наша госслужба. Когда вы приходите, сдаетесь в кабалу. Вам платят относительно высокую зарплату, но барин решает все за вас. Он хочет детей отправить учиться – не вы отправите, у вас нет денег на это, но барин может. Тоже самое на заводах на старых происходит. Это очень тяжелая ситуация. И вопрос высшей политической воли, чтобы из нее выбраться. Должно быть решение на уровне президента, которое должно переходить в законодательные инициативы, в серьезное изменение Трудового кодекса. Наш Трудовой кодекс, конечно, не для либеральной экономики. И это существенный тормоз в том плане, что он превращает работодателя в барина, который должен заботиться о своих рабочих: купил – содержи. На бизнесмена наш Трудовой кодекс перекладывает большую социальную ответственность. Мне кажется, что это нонсенс. Словосочетание "Социальная ответственность бизнеса" звучит также, как "социальная ответственность табуретки". Государство вот может иметь институты, которые должны помогать.

Полностью интервью слушайте в аудиофайле.

Персона грата. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация