Персона грата "Персона грата": Борис Резник
В июне Верховный суд России принял постановление "О практике применения судами закона о СМИ". Это важное событие не только для журналистов, но и для всех, кто пользуется для получения информации Интернетом, а таких в стране становится все больше. В чем суть постановления, как его восприняли? Наш гость может выступать в двух ипостасях – и как журналист, и как законодатель.
Депутат Госдумы России, заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Борис Львович Резник – желанная персона в студии "Радио России".
Борис Резник: Постановление нас порадовало, потому что оно вносит ясность в некоторые спорные, а, быть может, и небезусловные положения, которые сегодня накопились в области права и СМИ. И дает четко оценочные трактовки. Тем более, что в нашем законодательстве плохо прописан Интернет. Закон о СМИ, этот замечательный либерально-демократический закон – на днях мы буквально отметили двадцатилетие этого закона – он принимался, когда Интернет в нашей стране был вещью неизвестной, а сейчас он вошел в нашу жизнь, можно сказать "ворвался", и надо было в правовом плане это как-то урегулировать. Есть в Законе об информации небольшой раздел, в котором прописаны положения об Интернете. И мы подготовили, но она, к сожалению, еще не принята – новую редакцию Закона о средствах массовой информации. Ценность этого закона состоит в том, что его писали очень большие профессионалы, авторы первого закона о СМИ. С привлечением колоссального количества представителей медийного цеха…
Но какие моменты постановления Верховного суда, с которого мы начали разговор, кажутся вам главными и принципиальными?
Борис Резник: Четко определены позиции, по которым Интернет – а вы знаете, что к нему сегодня неоднозначное отношение, кто-то считается великим благом, а кто-то помойкой – и прописана ответственность. Когда она должна наступить. Сегодня сайты не требуют регистрации в качестве средств массовой информации, но часто на сайтах размещают клеветнические послания, что категорически запрещено. Например, Конституция устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, а также пропаганду расового, национального или религиозного превосходства – это все 29 статья… Цензура запрещается. Но перед судами Верховный суд ставит задачу обеспечить некий баланс между правами и свободами, которые гарантированы 29-й статьей Конституции. Это сделать довольно сложно, но механизм найдет. Если опубликовано на сайте, на форуме появляется нечто, что подпадает под статью 4 Закона о СМИ, то гражданин или организация может обратиться в соответствующую контролирующую организацию при министерстве связи. И если это средство массовой информации – вынести предупреждение, а если незарегистрированный как СМИ сайт, то закон предусматривает нормы Уголовного кодекса – клевета, оскорбление. Они применимы и к Интернету.

Борис Резник: Я себя считаю достаточно либеральным человеком, но иногда Интернет приносит такую беду! Вот, например, случилось это с моим близким другом в Хабаровске. Это кристально честный чистый человек. Он всю жизнь служил своему делу, которое он беззаветно любит. И вдруг появляется абсолютная клевета, что он берет взятки. В результате у человека инфаркт, он попадает в больницу, страдает. И я пообещал все сделать для того, чтобы он защитил свое честное имя. Знали бы вы, сколько литров чистой донорской крови мне это стоило! Я выходил на замминистра, я выходил на министра МВД - не могли найти клеветника. Пресловутое Управление "К", которое должно заниматься, это абсолютно беспомощные бездельники. Им посылают бумаги, а они какие-то отписки шлют. Наконец я вышел на очень ответственного человека – министр ему поручил – и нашли. Кого ж нашли? Нашли зама этого моего друга. А друг возглавляет очень большую организацию – он собирался уйти на пенсию, но его попросили остаться, а зам сидел и ерзал на стуле, ему очень хотелось…
Он метил на его место?
Борис Резник: Да, он решил вот таким образом его убрать. Вышли на этого зама. Зам, не появляясь на работе, передал заявление об увольнении по тому же Интернету.
И сделать ему ничего, кроме как погрозить пальцем, нельзя…
Борис Резник: За клевету можно было привлечь, но были принесены публичные извинения. Он хотел подавать, но человек "отошел", что называется. В принципе, вы понимаете, сколько таких инфарктов, инсультов, просто страданий человеческих!
Мой близкий друг, Михаил Федотов, который самый известный профессор, занимающийся работой в области права и СМИ – у нас с ним идейные споры по этому поводу – он говорит, что запрещать ничего не надо, ведь Интернет – это забор. На заборе можно написать, что угодно. Кто-то пишет ругательство, кто-то оскорбления. Плюнь и забудь! Я с этим не согласен. Я считаю, что ответственность за слово выше слов – надо нести ответственность. Без цензуры. Всю правдивую информацию, которая кажется вам важной, общественно значимой – распространяйте. Возможностей море. Но каждый, кто этим занимается, у него в голове обязательно должно быть, что он несет за это ответственность. Это демократично и нормально.
Полностью интервью слушайте в аудиофайле.