Картинка

Персона грата "Персона грата": Сергей Яковлев

9 апреля 2010, 11:46

Каждый человек "вырабатывает" в год 250 – 300 килограммов мусора. Тут считаются все – фантики, бутылки, пакеты, молочные упаковки и прочие отходы. Как справиться с потоком мусора и бытовых отходов в российских городах?

Гость программы - член гильдии экологов России Сергей Яковлев.

Сергей Яковлев: В Скандинавских странах, например, мусор сортируется, из него извлекается все, что может быть повторно использовано, после этого мусор прессуется, из него удаляется воздух, и после этого он упаковывается в пленку из полимерных материалов. Санитарно-защитная зона полигона в Швеции или Финляндии составляет 50 метров. И на расстоянии 50 метров действительно нет ни запахов, ни токсичных выделений. У нашего полигона санитарная защитная зона - километр. Но на расстоянии нескольких километров люди все равно испытывают негативное воздействие от этого полигона только потому, что мусор у нас не сортируется.

В России самый распространенный способ – захоронение на полигоне без какой-либо сортировки. Почему на Западе сортировка выгодна, а у нас нет? Потому что там имеется индустрия вторичной переработки. У нас она начала создаваться, но кризис именно по этим предприятиям ударил больнее всего. При первых волнах кризиса индустрия эта рухнула. Сейчас они пытаются встать с колен, но это только попытки, а без вторичной переработки сортировка затратна.

Для мусора, для того чтобы этот процесс был рентабельным, надо, чтобы пластик, бумагу, другие элементы покупали. Если этого не происходит, имеем только затраты. Во многих государствах эти затраты компенсирует государство. У нас и этого не происходит, поэтому все оказывается на полигонах. Точно также при мусоросжигании - все попадает в мусоросжигательную печь и в атмосферу.

Сергей Яковлев: На наших заводах мусор не сортируется. В контейнере оказываются люминесцентные лампы, свинцовые аккумуляторы и тому подобные опасные вещи - они на заводах сжигаются и соответственно попадают в атмосферу. Более того – у нас и заводы-то построены не по самым современным схемам. Например, в Испании такой же завод закрыли из-за превышения европейских норм по диоксинам. У нас он продолжает работать.

У нас тоже нормы. И иногда бывают нормы даже более жесткие, чем в Европе. Но в Европе если установили норму, то она обязательно соблюдается, а у нас она может превышаться. У нас законы часто более жесткие, но вот их соблюдение, к сожалению, не обязательно.

Сергей Яковлев: Дешевая утилизация неликвидной продукции опасна для окружающей среды. А размещение даже продукции на полигонах без их обработки очень опасно. Поэтому хорошо, когда государство понимает, что для безопасного обращения с отходами надо вкладывать деньги. На мой взгляд, наиболее рентабельно создание полигонов по образцу северных стран – Швеции и Финляндии, то есть когда происходит сортировка отходов, а после этого они захораниваются спрессованными и упакованными в пленку. Это куда дешевле, чем мусоросжигание, и более безопасно для окружающей среды. Но это значительно дороже, чем просто взять и выбросить на полигон, что происходит сейчас.

Сергей Яковлев: В случае, если технологии шагнут вперед, это сырье может еще повторно использоваться. Скандинавы так и считают – что это захоронение – это сырье для будущих периодов.
Сергей Яковлев: Самое главное – грамотная сортировка. Для этого нужны специалисты, которых у нас не всегда любят использовать (у нас часто гнятся за дешевой рабочей силой), и нужна грамотная жесткая организация этого дела. Ничего сверхъестественного в этом нет, но не всегда в нашей стране идут по такому пути.

Персона грата. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация