Картинка

Персона грата "Персона грата": Илья Иксанов

12 февраля 2010, 12:29

Так уж сложилось исторически, что в России закон и справедливость зачастую кардинально расходятся. Закон при этом остается тем самым дышлом, которое повернуть можно как угодно. А справедливость, как мы знаем, вообще ни в какие параграфы и статьи не загонишь, и каждый ее понимает по-своему.

Последние события в московском поселке Речник и оживленные дискуссии вокруг других поселков, которые тоже могут попасть под снос, интересны не только столичным и подмосковным жителям – таких поселков по всей России видимо невидимо.


Руководитель Юридического центра МГСК адвокат Илья Иксанов – желанная персона в студии "Радио России".

Меня интересует профессиональная юридическая оценка адвоката, который занимается земельным правом. Насколько законно то, что сегодня с Речником творят?

Илья Иксанов: Как человеку, как гражданину и жителю России, в которой действует Конституция, которая гарантирует, что Россия является социальным государством, гарантируется, что Россия является демократическим государством, где власть осуществляется народом, а не чиновником, мне искренне жаль жителей Речника. Но если Вы спросите меня как юриста, что произошло, то я должен сослаться на римскую формулу – "Dura lex, sed lex" /закон суров, но это закон/.

Если мы рассмотрим материальное право и процессуальное право по этому вопросу, то по материальному праву, к сожалению, что ни прав на землю, ни прав на строения, здания и сооружения, которые возведены в Речнике, у жителей нет. Поэтому свою правовую защиту жителям построить было просто не на чем. С точки зрения процессуального права – то есть сама процедура принятия решения и его исполнения, здесь, безусловно, есть определенные изъяны. Они связаны с тем, что определенные решения принимались очень часто заочно, и в них есть ошибки. То есть прецеденты по ненадлежащему сносу ненадлежащих домов имели место. При осуществлении надзора со стороны прокуратуры, я думаю, эти оценки будут даны.

Если же разбираться с конструкцией "закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло", то мы можем отметить два момента. Есть Речник, у которого документы не оформлены. И есть "Остров фантазий", который находится в этой же зоне – то есть в особо охраняемой природной территории города Москвы – но у которого все документы уникальным образом оформлены. То есть это уже особенности юридической схемы.

В первом случае у нас не было прав на строения, не было надлежащего права на использование земельных участков, во втором случае у нас был и договор аренды, и разрешение на строительство, и приемка, и государственная регистрация, и кадастровый учет.

Ничего нет странного – просто, там не сделали, а здесь сделали.

Илья Иксанов: Но вопрос в том, была ли возможность у людей это сделать. Если обратиться к практике ближнего Подмосковья, да и других регионов России, то очень часто право на оформление, на кадастрирование и на государственную регистрацию собственности жители просто не имеют.

Не имеют, потому что им не дают те документы, которые имели место, уничтожают архивы и т.д. Не дают, хотя обязаны. Есть прецеденты, когда документы просто исчезают из архивов. В случае с Речником, я думаю, что материально-правовое основание для оформления документов, в период с 1998, пожалуй, по 2006 год, безусловно, были. Но по каким-то причинам, мы пока не можем говорить, по каким, эти права не были реализованы.
И в этом проблема. Если же брать период с 2006-го по настоящее время, то в природоохраняемой территории никаких шансов ни по судебному решению, ни по актам исполнительной власти оформить эти строения невозможно.

Персона грата. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация