Персона грата "Персона грата": Лилия Овчарова
Заведущая Лабораторией уровня жизни академического Института социально-экономических проблем народонаселения Лилия Овчарова - желанная персона в студии "Радио России".
Лилия Овчарова: Меня как исследователя и эксперта в последнее время смущает, что мы не хотим обсуждать весьма уродливую структуру нашего рынка труда. Мы говорим об экономическом росте до кризиса, сейчас - об успешном выходе из кризиса. При этом мы очень любим говорить, что у нас в стране низкий уровень безработицы, что мы достаточно неплохо помогаем безработным, но никогда не анализируем, что представляют из себя занятые!
Очень коротко попытаюсь сказать. Мы считаем, что по последним декабрьским данным у нас в стране работает 75 миллионов человек. Из них только 35 миллионов – то есть половина – это люди, которые работают на крупных и средних предприятиях. Плюс еще порядка 10-ти миллионов – это те, кто занят в малом бизнесе – самозанятые. Из них половина, я бы так сказала, это привлекательные рабочие места, а половина – очень непривлекательные. И вот остальные – порядка 25 миллионов, или четверти занятых, вообще неизвестно кто и где они работают.
По большому счету, мало кто об этом знает. Мы как эксперты можем сделать определенные предположения, кто эти люди. Но страна – полисимейкеры – живут в таком ощущении, что у нас всего лишь 6,5 миллионов безработных. Это гораздо ниже, чем в Испании, почти такая сейчас безработица в Германии. Но вот эти 25 миллионов, если бы эти люди жили в Испании или в Германии, то они, скорее всего, были бы безработными. Это люди, которые вынуждены искать работу.
Как-то где-то ее находить. В большей степени в неформальном секторе. Потому что им закрыта дорога в службу поддержки безработных или поддержка, которая есть, она настолько мала – а она действительно у нас достаточно низкая, несмотря на рост программ, поддерживающих безработных – что они ищут себя на неформальном рынке труда. Это, на мой взгляд, основная проблема нашей страны. И поскольку это очень сложная проблема, то политики предпочитают о ней не говорить.
Из этих людей кто-то находит работу, кто-то нет. Кто, в том числе, считается у нас занятым? Это и тот человек, который по осени в Сибири идет в кедровый лес, собирает кедровые орехи и потом их продает. У нас занятым считается человек, который хоть что-то получает – хоть 500 рублей в месяц если он получает с продажи того, что он произвел в личном подсобном хозяйстве. Многие из этих людей балансируют на грани существования. Это такая ситуация, когда говорить о какой-то перспективе для этих людей, очень сложно. Если они продолжают находиться в этой ситуации, это значит, что у них нет возможности ни уехать, ни устроиться на более хорошее место работы.
Более того – среди этих людей больше половины имеет среднее специальное и высшее образование. Нельзя сказать, что это маргиналы – это люди, имеющие профессионально-квалификационный потенциал, и в Канаде или в Германии такие люди заняты. Заняты на нормальных предприятиях, у нас - нет.
А есть ли достоверная статистика, как сегодня зарабатывают наши сограждане? Или эта картина столь же недостоверна, как и по занятости населения.
Лилия Овчарова: Когда мы работаем со статистикой по зарплате, то мы тоже "плетем кружева". И в зависимости от того, искусная ли кружевница или кружевник, или нет, разные эксперты получают разные данные. Надо сказать, что та статистика, которая у нас есть, базируется на обследовании тех, кто занят на крупных и средних предприятиях - то есть опять речь идет только о половине занятых.
Какую заработную плату получает вторая половина, даже включая 10 миллионов, которые работают в малом и среднем бизнесе, это "весьма экспертная", я бы так сказала, оценка. И есть некоторые макроэкономические показатели, которые нам позволяют делать определенные выводы. Сейчас средняя заработная плата по стране примерно порядка 19 тысяч рублей.
Но если вы проведете такое очень простое математическое упражнение – возьмете фонд оплаты труда, поделите на ту численность занятых, которую показывает статистика, то вы получите заработную плату примерно на 30% ниже. Поэтому либо у нас заработная плата не такая, как показывает статистика, либо у нас нет этих порядка 20 миллионов работающих – пять скорее всего точно есть – которые по статистике показываются как занятные. Мы страна, которая не очень любит изучать эту сферу.
Это из серии "правда глаза колет"?
Лилия Овчарова: В какой-то степени да.

Полностью интервью слушайте в аудиофайле.