Персона грата "Персона грата": Ольга Борзова
В России лекарственные средства для многих все еще остаются недоступными. Есть ли у этой проблемы решение?
Депутат Государственной Думы России, председатель комитета ГД по охране здоровья, член генерального совета партии "Единая Россия" Ольга Борзова – желанная персона на "Радио России".
На минувшей неделе в Нижнюю палату приезжала министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, чтобы лично убедить депутатов проголосовать за правительственный законопроект "Об обращении лекарственных средств". Первое чтение состоялось в пятницу.
Ольга Борзова: Обсуждение этого законопроекта перед вынесением этого закона на пленарное заседание было абсолютно оправдано, потому что вокруг закона возникали мнения, предложения, практически без обращения к тексту последней редакции проекта – в обществе, в СМИ, среди депутатского корпуса было неоднозначное понимание этого закона, как и его целесообразности и актуальности, необходимости его принятия. Поэтому визит Татьяны Голиковой, которая пообщалась со всеми фракциями Государственной Думы, было, на мой взгляд необходимо. И у меня создалось такое ощущение – и результаты голосования об этом говорят – она депутатов убедила.
На встрече с нашей фракцией, аргументация в пользу этого закона сводилась к следующему. И она, на мой взгляд, совершенно оправдана. 76-й федеральный закон о лекарственных средствах действует в Российской Федерации, и его нельзя было выправить какими-то поправками, потому что, во-первых, он не отвечал требованиям сегодняшнего дня. Очень много изменилось в нашей экономике. Мы начинаем возрождать отечественное фармпроизводство. И наши отечественные фармпроизводители должны иметь, как вы понимаете, равные права с иностранными производителями лекарственных средств. Очень многое поменялось в законодательстве. В том числе и по лицензированию, в таможенном законодательстве. У нас появился целый ряд документов, направленных на борьбу с коррупцией.
Кроме того, государство того времени, и государство сегодняшнего дня отличаются – сегодня государство выполняет свои социальные обязательства перед гражданами России на новом витке. А некоторые декларативные моменты старого действующего закона не возможно выполнить. В частности, это государственное регулирование цен на лекарственные препараты. Если помните, Дума, проголосовавшая весной прошлого года за антикризисную программу правительства Российской Федерации, основным пунктом, касающимся доступности и качества медицинской услуги россиянам, было удовлетворение потребности в доступных и качественных лекарствах. И действенно решить эту проблему не удавалось. Посмотрите, какие всплески цен были отмечены среди тех препаратов, которые входят в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств! Колоссальный. Это было связано и с эпидемией. Это было и без эпидемии – то есть работать в рамках старого закона было невозможно.

Я хотела бы сказать о некоторых новационных моментах того, что приняла Дума в первом чтении. Общими моментами новации этого закона является, на мой взгляд, следующие. Во-первых, понятийный аппарат. Понятно, что уже новые есть аспекты, которые необходимо было рассматривать, в том числе из понятийного аппарата глобальные изменения в статье "главы" этого закона. Кроме того, этим законом закреплены полномочия органов исполнительной власти на разных уровнях. От федерального органа исполнительной власти, который является главенствующим в данном случае на различных этапах обращения лекарственных средств, и заканчивая органами исполнительной власти на местах – в субъектах РФ – в части надбавок и контроля за ценообразованием. Кроме того, в закон введены новые главы, которых ранее не было. И они нивелируют пробелы, существовавшие в законе ранее. На взгляд комитета – и мы это обсуждали и говорили об этом во время заседания – самое главное было то, что законом введено законодательное регулирование процедур, которые ранее были прописаны в нормативных актах, или вообще нигде не были прописаны. Поэтому, исходя из новаций такого общего плана, о которых я сейчас говорю, понятно, что существующие правовые пробелы заполнялись – потому что работать надо было, а права в законодательном поле не было. Поэтому это очень важно.
Закон выполнит задачу сдерживания роста цен на лекарственные средства?
Ольга Борзова: Да. Закон выполнит эту задачу на список необходимых лекарственных средств и важнейших лекарственных препаратов. Он сейчас пересмотрен министерством здравоохранения, утвержден правительством. Туда входит порядка пятисот международных наименований – а если мы говорим о торговых названиях, то это около пяти тысяч. В Российской Федерации в обороте где-то около 17,2 – 17, 5 тысяч названий. Так что он влияет на 5 тысяч – то есть на одну треть. Это препараты, которые наиболее часто применяются при наиболее распространенных заболеваниях, и тех заболеваниях, которые имеют ведущее место в структуре смертности. Для россиян это очень важный момент. Это препараты повседневного пользования. Ими пользуются люди пенсионного возраста, их используют для лечения детей, это препараты, которые используют люди, страдающие хроническими заболеваниями, те, которыми пользуются льготники. Так что это решение очень большой социальной проблемы. И одним из аргументов при обсуждении на фракции "Единой России" - это поддержали наши депутаты – было решение социальных проблем.
Еще такая задача: в законе прописано, что будет регистрация придельной отпускной цены производителя. Сейчас такой обязательности нет. В действующем законе это носило заявительный характер. Хочет производитель – он заявляет цену и регистрирует, а не хочет – не делает этого. И какую он цену зарегистрирует? Не было общих единых подходов к регистрации. И для отечественных – это один подход, для зарубежных – другой. Но вместе с тем в новом законе прописана обязательность регистрации. Предельная отпускная цена производителя – это тот отправной момент, от которого по единой методике субъекты РФ будут рассчитывать надбавки.
Сейчас же что получается? Производитель регистрирует препарат. Препарат идет в продажу. И надбавки у разных дистрибьюторов могут отличаться, поэтому и царит вакханалия, которую в условиях рынка невозможно контролировать. Таким образом, с одной стороны, это предельные оптовые надбавки, с другой стороны, это предельные розничные надбавки, которые прибавляются к предельной отпускной цене производителя. И, конечно, обязанности субъектов. Вводятся нормы, которые прописывают ответственность за контроль за ценообразованием и наказания за те ошибки, которые есть.
Что же нужно, чтобы эти нормы работали и не носили декларативный характер? Это внесение соответствующих изменений об ответственности в Кодекс об административных правонарушениях, в Уголовный кодекс РФ – все это даст возможность работать законно на территории Российской Федерации.

Полностью интервью слушайте в аудиофайле.