Картинка

Персона грата "Персона грата": Евсей Гурвич

18 января 2010, 12:44

Экономические прогнозы, особенно сейчас, частенько напоминают гадание на кофейной гуще. Одни говорят, что кризис позади. По крайней мере, самые тяжелые времена мы уж точно пережили. Других послушаешь – жить не хочется. Все плохо. Россия прошла кризис с наибольшими потерями из стран "большой двадцатки". А главные беды еще впереди.

Гость программы – научный руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Тема: "Об экономических перспективах в 2010 году".

Евсей Гурвич: Россия прошла кризис очень тяжело. Спад оказался гораздо больше, чем в других странах "большой двадцатки", особенно, если сравнивать не просто величину спада, а сравнить с теми большими темпами роста, которые у нас были до кризиса и которые ожидались на, скажем, 2009 год. Тогда получается поразительная картина: где-то вместо + 7 % мы имеем – 8,5 %. Разница, таким образом, в 15 % огромная. Это не исключает того, что сейчас ситуация стабилизируется, и нам нужно думать о том, как жить в начале выхода из кризиса. И здесь, конечно, у нас есть тяжелые и серьезные проблемы. Во-первых, у нас проблема банковской системы. То есть в ней не было острого кризиса, который многими ожидался, не было коллапса банковской системы, проходили все расчеты, ни одни из крупных банков не объявил о своем банкротстве.

Это благодаря массированным государственным вливаниям...

Евсей Гурвич: Но и в других странах центральные банки брали на себя функцию пополнения ликвидности банковской систему в период кризиса – мы здесь не оригинальны. Не было проблем с выплатой вкладов, как было в 1998 году. Но, с другой стороны, не растут кредиты банков. Многие считают, что в этом году ситуация все еще будет сохраняться примерно такой же – то есть кредитование будет очень вялым, потому что банки накапливают деньги, чтобы разрешать собственные проблемы, то есть компенсировать списание безнадежных долгов, которые накопились в период кризиса из-за того, что многие предприятия потеряли свои рынки сбыта. Например, мы знаем, что продажи автомобилей упали в два раза. понятно, что те, у кого так упали продажи, они не могут выплатить все свои кредиты.

Это создает и проблемы и для экономики. В целом это замедлит выход нашей экономики из кризиса. Но, конечно, как всегда очень важно для оценки наших перспектив, что будет с ценами на нефть. Здесь большинство экспертов ожидают, что они будут постепенно расти, но не будет такого взлета, скажем, до 150 долларов за баррель, как было накануне кризиса. И , в принципе, это и хорошо, потому что такие взлеты, мы теперь знаем – за ними следуют падения. Поэтому для нас выгоднее и более безопасно, чтобы цены более менее стабильны. Но и не исключено, что они опять будут скакать. Фактически, мы теперь понимаем, что тот взлет цен, который был – это был пузырь. То есть спекулятивное искажение цен. И сейчас не исключено, что те деньги, которые правительства ведущих стран напечатали для того, чтобы помочь своим экономикам выйти из кризиса, что они могут в какой-то момент прийти опять, как это было на нефтяной рынок, и цены опять надуются, и не исключено, что кризис, пусть в уменьшенном, ослабленном виде, опять повторится на следующем витке, как многие говорили, что кризис будет иметь форму буквы W. Что у него будут подъемы и спады, а некоторые говорили, что форма буквы Щ – шутили эксперты.

Евсей Гурвич у микрофона

Помимо банковской сферы и нефтяных цен, какие еще системные факторы будут влиять на наш выход из кризиса?

Евсей Гурвич: На наш выход из кризиса будет влиять отсутствие тех факторов, которые питали наш рост перед кризисом. То есть сейчас стало ясно, что основными факторами нашего очень успешного развития в двухтысячные годы были внешние факторы. Рост нефтяных цен – именно не их высокий уровень, а постоянный рост, во-первых, и во-вторых, приток капитала в нашу страну, начиная с 2006-го года – в последние три года перед кризисом очень быстро рос приток этого капитала. И этим двум факторам мы не мешали своей неправильной политикой. То есть политика была направлена на то, чтобы максимально использовать эти факторы, что и помогло нам расти в среднем на 7% в год. Это очень хороший. Результат. Это меньше, чем рост у Китая, но теперь этих факторов не будет, и из-за этого многие считают, что у нас будет развитие примерно в 2 раза медленнее, чем было до кризиса. То есть вместо 7-8 % будет 3.5 – 4% в год, и нам теперь фактически надо придумывать новую модель роста для того, чтобы опять выйти на те амбициозные планы, которые у нас были, которые в правительственных программах записаны – расти, хотя бы на 6 – 7% в год.

Государству вкладывать уже нечего?

Евсей Гурвич: У нас в результате кризиса обнаружилось, что, с одной стороны, доходы государства упали, с другой стороны, мы резко повысили пенсии. И на все остальное у нас остается мало ресурсов. Но дело не только в этом. Для того, чтобы государство могло выполнять свою ведущую роль, нужно эффективное государство. Если посмотреть на все международные рейтинги, то качество государственного аппарата, качество государственных институтов у нас очень низкое. Мы занимаем по условиям для ведения бизнеса сто какое-то место. По рейтингам конкурентноспособности мы занимает 63-е место. Но при этом по качеству государственных институтов мы тоже даже не в первой сотне. Поэтому мне кажется, что нам нужен другой подход. Прежде чем государство может выполнить свою роль, без которой тоже невозможно провести реформы – я не отрицаю роли государства – нужно сначала модернизировать само государство, повысить его качество. Это требует проведения административной реформы, реформы государственной службы, но часто задается вопрос, как государство может само себя реформировать. Действительно, это трудно себе представить. Поэтому должны измениться отношения между государством, обществом и бизнесом. То есть государство должно стать подконтрольно обществу и бизнесу, то есть налогоплательщикам – как это организовано во всем мире. Государство существует на средства налогоплательщиков, поэтому налогоплательщики должны его контролировать. Собственно, с этого началась вся демократия где-то в средневековой Англии, когда бароны захотели контролировать, как король использует налоги, которые они платят.

… у нас государственные закупки достаточно неэффективно проводятся. Большие потери, но сможет ли государство проводить честные конкурсы по госзакупкам без откатов – это большой вопрос. Это уже требует реформирования государства. Без этого мы просто не обойдемся.



Гурвич Евсей Томович – научный руководитель Экономической экспертной группы (ЭЭГ) при правительстве РФ. Родился 14 июня 1947 года. Окончил факультет управления и прикладной математики и аспирантуру Московского физико-технического института. 1991-1996 гг. – старший научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.

В 2006-м стал научным руководителем Экономической экспертной группы. Затем возглавил эту независимую компанию, которая занимается макроэкономическими исследованиями. Кандидат физико-математических наук, автор многих статей и публикаций, участвовал и был руководителем масштабных международных научных проектов. Входит в комитет советников Европейского общества экономики и финансов и в правление Российской ассоциации независимых центров экономического анализа. Член экспертного совета РСПП и экспертного совета думского Комитета по бюджету и налогам.



Персона грата. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация