Картинка

Персона грата "Персона грата": Сергей Афанасьев

12 января 2010, 12:59

Последние два десятилетия мы привыкли жестко ругать родную пенсионную систему, и критика эта во много справедлива. Однако не будем забывать, что и в советские времена на голую пенсию прожить было не так просто, как сегодня нам об этом рассказывают.

Директор Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Минзравсоцразвития Сергей Афанасьев – желанная персона на "Радио России".


Сергей Афанасьев: В наступившем году, я надеюсь,что все пенсионеры получили уже январскую пенсию, выплата которой началась еще с 28-го декабря уже в новом пересчитанном размере. То есть с учетом валоризации. У кого пенсия маленькая – с учетом социальной доплаты до прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. А в трети субъектов – мы очень просили Пенсионный фонд, и он это сделал, возможности позволяли – довести до пенсионеров сведения о том, какая часть пенсии и на сколько именно увеличилась, если предоставлена социальная доплата, то тоже уведомить об этом, поскольку пенсионер при этом должен заявить, что он не работает. И в случае, если будет работать, тогда заявит об этом сразу, чтобы потом не было вычетов из пенсии из лишне выплаченной соцдоплаты. В других субъектах, где этой технологии нет, а это по взаимодействию с почтой делается, Пенсионный фонд готов к такой массовой работе по разъяснению того, что же пенсионеры получили в результате перерасчета.

В 2009 году, еще в середине года, Пенсионный фонд готовился к этой валоризации – перерасчету пенсии – очень обстоятельно. По всему массиву пенсионных дел получатели трудовых пенсий, а это 35 миллионов человек – были проверены сведения о стаже и заработке и сделаны запросы в архивные учреждения, к работодателям. В основном это было сделано без участия пенсионеров, хотя в необходимых случаев и пенсионеров тоже приглашали, и по 11 миллионам пенсионным дел Пенсионный фонд выявил дополнительные ранее неучтенные сведения о стаже, что позволяет валоризацию получить в большем объеме. Она зависит от стажа работы, особенно в советское время. У нас расчетные пенсионный капитал, который был заработан на момент начала пенсионной реформы. На 1 января 2002 года по нормам ранее действующего законодательства с учетом стажа и заработка. Этот капитал повышается на 10%, плюс по одному проценту за каждый год советского стажа – то есть стажа работы до 1 января 2002 года. Причем этот советский стаж учитывается без всяких ограничений…

Эта валоризация проводится не за счет дополнительной нагрузки на страхователей, не за счет дополнительных страховых средств, а за счет средств федерального бюджета – полтриллиона рублей на 2010 год на это предусмотрено.

Средний размер прибавки 1100 рублей – это, конечно же, средняя величина. У каждого пенсионера она зависит от того размера пенсии, который у него был. Если брать самый минимум у человека с непродолжительным стажем с невысоким заработком, то он в конце 2009 года мог получать три с половиной тысячи рублей. Минимальная сумма валоризации могла составить порядка 80 рублей. У пенсионера, у которого длительный стаж, особенно, кто работал на Севере, они к концу 2009 года получали порядка 12 тысяч рублей. Средний размер этих пенсий. И при длительном стаже в советское время прибавка достаточно чувствительная – порядка двух, двух с половиной тысяч. Разброс большой. Система не стала уравнительной. Эта прибавка не означает, что у всех будут одинаковые пенсии. Напротив, очень большая дифференциация пенсий и разные размеры прибавок у всех. Другое дело, что 3500 – это, конечно, пенсия трудовая, заработанная, но которая не обеспечивает прожиточный минимум. Для таких пенсионеров - а по стране их набирается три с половиной миллиона человек, у которых пенсия не обеспечивает прожиточный минимум – в действие приводится вторая часть программы повышения пенсий в 2010 году. Это предоставление социальной доплаты с тем, что общий размер выплат пенсионеру, а это может быть пенсия, ежемесячная денежная выплата инвалиду и другие выплаты – совокупность обеспечивала прожиточный минимум в субъекте. Для этого устанавливается социальная доплата к пенсии. Это только для неработающих. Если человек работает, то лучше об этом заявить. Размер прожиточного минимума по стране тоже серьезно различается. Самый маленький на 2010 год установлен в Республике Ингушетия – 3435 рублей, самый большой – 10350 – это Чукотка. В этом диапазоне производится доплата по месту жительства. В Москве есть особенности. Москва давно осуществляет доплаты до социального минимум. В конце 2009 года Москва доплачивала до полутора прожиточных минимумов, с 2010 года принято решение доплачивать до двух – а это сумма, превосходящая 10 тысяч рублей…

В 2010 году принято решение проиндексировать трудовую пенсию с 1-го апреля на 6.3 %. Цифра по сравнению с прошлым годом, может быть, и не очень впечатляет, но если средняя пенсия по старости составляет 8 тысяч, мы увеличиваем на 6.3% - прибавка чуть менее 500 рублей сразу, за одну индексацию. В 2011, 2012 году мы ожидаем, что индексация будет чуть побольше – в пределах 10%.

Для социальных пенсий предложен несколько иной механизм. Они будут увеличиваться по росту цен с 1-го апреля. За прошлый год, причем. По фактически состоявшемуся росту цен. И с 1-го июля при необходимости будут дополнительно повышаться, уже с учетом роста прожиточного минимума за прошедший год.

Самое неотложное дело при принятии законов – так депутаты в прошлом году решили, что мы должны к весне внести закон о статусе Государственных внебюджетных фондов – то есть Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фондов медицинского страхования. Законодательная база, которая действует сейчас в отношении этих фондов, несколько устарела. Например, они все названы, в документах, кстати, разного уровня – Пенсионный фонд регулируется еще Постановлением Верховного совета, который приравнивался к закону, другие фонду – имеют уставы, утвержденные постановлениями правительства – они все названы финансовыми учреждениями, но как таковой организационно-правовой формы такой нет. И не раскрыто, как фонды должны управляться с имеющимся имуществом, со средствами обязательного социального страхования, как их отделять от своих средств. Не решены, например, вернее не реализованы – участия социальных партнеров в управлении этими фондами, и ряд других. Они могут функционировать и на имеющейся базе, но хотелось бы унифицированного подхода.


В каком направлении нужно развивать накопительную систему, по вашему мнению?

Сергей Афанасьев: Общество справедливо задает вопросы, премьер на пенсионном форуме, который состоялся в декабре нам его еще тоже переадресовал – почему накопительный компонент не настолько эффективен, как он мог бы быть. И доходность не очень высока, и активность граждан в выборе различных способов управления средствами не очень велика. По сути 85 % все еще остаются "молчунами", которые не делают никакого выбора, и средства идут в Государственную управляющую компанию. Мы немного модернизировали в 2009 году управления средствами именно в Государственной управляющей компании, расширили этот инвестиционный портфель с тем, чтобы при должном уровне надежности вложений госуправляющая компания могла бы вкладывать в более эффективные, в более доходные инструменты. Но об оценке результатов пока говорить рано, но вопросы есть.

У нас не принято, например, законодательства, которое бы регулировало выплаты этой накопительной части пенсии. И это не потому, что кто-то ленится в принятии закона. С их принятием просто выявился ряд очень серьезных системных проблем, связанных с тем, что в свое время накопительный компонент был встроен в систему обязательного социального страхования. Во всем мире это происходит немного не так. Он наиболее эффективно работает на основе договорных начал, на основе гражданско-правовых отношений, где у граждан, которые формируют эти накопления, есть определенная свобода выбора. В том числе, и в способе получения суммы накопления. В обязательном социальном страховании существует только один способ выплат пенсий по старости – это бессрочная пожизненная выплата. Не все согласны с тем, что сумму накоплений нужно делить на ожидаемый период выплаты – 228 месяцев, которые установлены в этой системе. Получится просто очень маленьких размер этой выплаты. Не все согласны с тем, что там нет остатка – условно говоря – наследования сумм накопления. А такое может быть, что человеку пенсия два – три месяца выплачивалась, а потом он не использовал ее, и эти накопления уже никому не могут быть выплачены. Например, существует предложение выплачивать эти накопления в течении более ограниченного периода по выбору самого застрахованного лица – например, 10 – 15 лет. И в случае кончины остаток средств может наследоваться. Такое в принципе возможно, но не в системе обязательного социального страхования, где есть свои правила.

Эта схема возможна и используется сегодня в системе негосударственных пенсионных фондов. Тогда вопрос в целом – зачем нам продолжать эту достаточно сложную систему, когда Пенсионный фонд, у которого совершенно другие цели и задачи, выполняет функцию аккумулирования этих средств пенсионных накоплений и сборов, потому перенаправляет их в частные организации по выбору гражданина, при этом эти средства какой-то период находятся на временном размещении – ненадлежащим по сути лицом используется, который не участвует в этой накопительной системе, каким-то образом инвестируются. Вопрос о том, что систему давайте упрощать и делать более понятной и удобной для граждан. И это все надо обсуждать, потому что там встанут вопросы гарантий, обязательности платежа и даже того, кто должен платить. Сегодня платит работодатель. Если завтра выводим в интересах гражданина, не исключено, что будет обсуждаться, чтобы гражданин платил.

Персона грата. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация